Содержание энциклопедии
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифолог-е
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник-статьи,
материалы
Галерея
сайта
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Энциклопедия
рекомендует
приобрести:
Светлана Лаврова: Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах
Растительное колдовство. Практическое пособие
Энн Моура: Природная магия.
Часть 1. Народные традиции,
мудрость фей, магия трав
Олег Коровкин: Тайны растительного мира: От гигантов и карликов до эскулапов
и отравителей
Александр Аксенов:
Энциклопедия знахаря
Олард Диксон: Мистерии мухомора
Елена Мазова: Тайная сила комнатных растений.
Как вырастить счастье
Ирина Иванова: Магия комнатных растений
|
Вернуться к списку Растений
и мифов >>>
.
Роль Растений в мифопоэтических представлениях определяется прежде всего
наличием особого растительного «вегетарианского» кода, с чем связано участие
растений в многочисленных системах классификаций. Единым растительным образом,
воплощающим в себе универсальную концепцию мира, выступает мировое
дерево и его варианты –
древо жизни, древо
познания, шаманское дерево и т.п. Исключительная роль растений – диких
и особенно культурных – в жизни человека способствовала мифологизации всего
контекста, в котором выступают растения, начиная с земли, понимаемой как
материнское лоно растений и жизни вообще, и кончая всеми благоприятными
факторами, влияющими на растения (дождь, ветры, град и т.п.).
Само поле (так же как и растения) нередко представлялось живым существом,
беременной женщиной, ожидающей потомства, или же могилой, скрывающей в
себе погибшее зерно. В разных традициях с Р., порождающей их землёй и общей
идеей растительного плодородия связано огромное число божеств
— Гея,
Деметра,
Персефона
(и Кора),
Дионис, Нарцисс,
Гиацинт;
Флора,
Церера,
Вирбий;
Сома,
Араньяни;
Укко
и др.Во многих традициях выделяется также изоморфизм Р. человеку.
Существуют мифологемы о боге или человеке, висящем на дереве (скандинавский
Один
на дереве Иггдрасилъ, кельтское божество
на дереве,
Иисус Христос на
крестном древе и т.п.), о человеке, вырастающем из Р. или прорастающем
в виде Р.(«прорастание» Осириса;
т. н. сады Адониса при том, что сам Адонис
был рождён из мирового дерева; возрождение Аттиса в виде цветов
и деревьев; растительное прошлое Диониса; связь с деревьями нимф
и дриад и т.п.), о превращении мифологических
персонажей в Р., в частности в цветы (Дафна,
Нарцисс, Гиацинт и др.), о зачатии от плода Р.[дочь реки Сан-гариос
зачала Аттиса от вкушения плода миндального (вариант: гранатового)
дерева], о происхождении Р. из крови или тела мифологического персонажа.Символика
плодородия, процветания, богатства, новой жизни, выраженная в растительном
коде, проявляется в сюжетах о том, как в данной традиции научились
выращивать Р.; ср.элевсинские мистерии как память
о передаче Деметрой начатков земледелия и зёрен пшеницыТриптолему,
олицетворяющему тройную вспашку земли, или о том, как люди (боги) научились
приготовлять из Р. опьяняющий напиток, вкушение которого даёт силу, процветание,
увеличивает плодородие, открывает путь к новой жизни (высшая форма такого
божественного напитка — напиток бессмертия, вкушаемый богами). Особые
мифы связывают само Р.с мифологическим персонажем, превращённым в него,
и с получаемым из него напитком (Сома в индийской традиции,
богиня Майяуэль у центральноамериканских индейцев и др.).
В греческой мифологии известны связанные с Дионисом мотивы его рождения
от громовержца Зевса,
поразившего молнией мать Диониса Семелу,
расчленения титанами
(в культе Диониза-Загрея), обучения людей виноградарству
и виноделию и т.п., в месоамериканской традиции — сюжеты о рождении в преисподней
(иногда в месте, пораженном стрелой бога грома) бога маиса,
о происхождении из разных его частей съедобных плодов и др. В фольклоре
этой схеме соответствуют многочисленные тексты типа "Джон Ячменное
зерно», где из семян (зёрен) персонифицированного растения приготовляют
хмельной напиток (пиво, эль и т. п.). Многие Р. или их цветы и плоды соотносятся
с образами мужского и женского детородного начала. Идея вечной жизни и
плодородия может реализоваться и на материале совокупности Р., образующих
сад, который в ряде случаев понимается как рай.
В библейском варианте в раю произрастают древо жизни и древо познания.
В славянской мифологической традиции символика рая связывается и с райским
деревом (или яйцом, заключающим в себе скот), и с
возрастающей растительной силой, урожаем хлеба (образ рая-каравая), и с
персонифицированным образом плодородия — Раем, иногда чередующимся с другим
ярко выраженным растительным символом плодородия (в ряде случаев чрезмерного,
вырывающегося из-под контроля) — Спорышем.
В космогонических мифах Растения выступают как фактически первый объект
из всего, что появилось или было создано богами. Вместе с тем как объект
мифологических и ритуальных систем Растения выкристаллизовались позже,
чем животные. Ядро мифопоэтических
представлений о Растениях предполагает уже более или менее развитые земледельческие
культы, и, следовательно, само земледелие, появляющееся гораздо позже,
чем скотоводство и тем более охотничий и рыболовный промысел. Поздней мифологизацией
Растений, вероятно, объясняется и слабая (в отличие от животных) и к тому
же ограниченная связь Растений с тотемизмом, которая отмечается прежде
всего в наиболее архаичных культурах, знакомых с самым примитивным земледелием
(у папуасов Новой Гвинеи и др.). У племени маринданим тотемические мифы
характеризуются наличием таких мотивов, как происхождение банана, кокосовой
пальмы,
сахарного тростника и т. п., которые хорошо
известны и вне тотемической схемы. Германское племя семнонов выводило своё
происхождение от деревьев одной рощи, которую они почитали священной; у
европейских народов были широко распространены поверья, что люди берут
младенцев из-под деревьев (ср. нем. Kleinkinderbaum, букв, «дерево маленьких
детей») или что души предков живут в дереве, ветвях, листьях, цветах и
т. п. (ср. распространённый мотив божественного голоса или человеческих
голосов, слышимых в шелесте листьев, и использование его в предсказаниях,
сфере мантики и магии). Д. К. Зеленин связывал с тотемизмом и т. н. «строительные»
жертвы, рассматривавшиеся как компенсация за рубку деревьев, из которых
строился дом, мост и т. п. В народных представлениях деревья нередко друг
с другом (и даже с людьми, обладающими особыми способностями), их нельзя
бить, рубить, пилить, осквернять. По этой же причине с деревьями и другими
Растения часто связаны многочисленные табу, приметы, поверья и т. п. Нередко
Растения рассматриваются и как жилище нечистой силы, злых духов (осина,
бузина,
корень мандрагоры). Особенно
распространены представления о духах Растений как носителях свойств данного
Растения. В их числе так называемые хлебные духи или демоны,
которых представляли нередко в человеческом или животном облике: «хлебная
мать», «хлебная женщина», «хлебный старик», «дева хлеба», «мать хлеба»,
«мать риса», «ржаной человек», «овсяная невеста» или «хлебные волки»,
«ржаные собаки», «ржаные свиньи», «ржаные телки», «ржаные зайцы» и т. п.
Характерно, что многие типичные растительные божества (Дионис, Деметра,
Аттис, Вирбий и др.) также имеют животные атрибуты (а иногда и ипостаси).
В фольклоре сама жатва нередко уподобляется кровавому пиру, убийству. В
ряде ближневосточных и средиземноморских традиций существовал обряд оплакивания
первого сжатого снопа. В одних случаях земледельческие обряды воплощали
самую общую идею плодородия (рождественская ель,
верба
или т. н. «майское дерево» в Западной Европе, внесение священной
ветки, дни цветов, праздники типа римских флоралий, сербскохорватских
и отчасти болгарских «Лазарице» и «Кралице»,
ЗелёногоЮрия,
Ярилина
дня; ср. также завивание берёзки в день
Троицы,
Маковей,
яблочный и др. «спасы» в христианизированных славянских традициях
и т. п.), а в других были посвящены конкретным циклам весенне-летнего сезона
и соответствующих земледельческих работ (встреча весны, выход в поле, сев,
жатва, праздник урожая и т. п.; в этом же ряду стоят и такие древнегреческие
обряды, как священная вспашка в месяце Пианепсионе, приуроченная к тесмофориям,
варка бобов для предпахатного жертвоприношения, приготовление и раздача
священной каши, квалифицируемой как «всезерние»). Растительные символы
в их естественном и обработанном (еда, напитки) виде, ритуальные игры и
увеселения, а также соответствующие тексты в диапазоне от неприличных шуток
до темы смерти (оплакивания) во многом определяют и все другие праздники,
непосредственно не связанные с земледельческой проблематикой и темой Растений,
в первую очередь брачные обряды (у греков покровительницами брака и брачных
союзов были богини земного плодородия Деметра и Персефона — Тесмофоры,
т. е. законодательницы) и похороны. Растения — важный атрибут церемонии
выбора вождя, поэтических и иных состязаний, суда и др. Особый класс мифов
и этнологических легенд объясняют появление и распространение культурных
Растений. Нередко их происхождение связывается с деятельностью культурного
героя.
Объектами мифологизации становятся не только сами Растения, но и их корни,
листья, ветви, а также те части, которые выражают квинтэссенцию не только
данного, но и вообще всех Растений (цветы, плод, зерно, семя). Плод (фрукт)
в различных мифологических традициях символизирует идею изобилия, плодородия,
успеха, жатвы; в духовном плане — мудрость (в геральдике — счастье, удачу,
мир и т. п.). В христианстве плод — символ небесного блаженства, добродетели,
атрибут девы Марии. Запретный плод
с древа познания добра и зла ассоциируется с яблоком,
фигой,
лимоном,
апельсином, гранатом, грушей, айвой. Духовный плод — в христианской традиции
представлен фиговым деревом с плодами на нём и цветами, сливой, виноградной
лозой и т. д. Зерно и семя — самый общий и глубокий из всех растительных
символов, подчёркивающих идею непрерывности развития жизни и плодородия
(в животном коде им соответствует яйцо).
Мифологизации подвергаются не только деревья и другие крупные Растения,
но и травы, мох и другие объекты растительного мира. Трава нередко
выступает как символ простых людей, покорности, подчинённости, безвестности,
неприметности, но также и полезности. В японской традиции известно
противопоставление травы как женского начала, деревьям как мужскому началу.
С травой связаны идеи долголетия и здоровья. В ряде традиций распространено
представление о траве как о волосах некоего первочеловека,
из членов которого возникла земля или Вселенная. Некоторые
мифологически отмеченные травы широко используются в ритуалах.
Особые системы символических значений образуют цветы и грибы.
Вернуться к списку Растений
и мифов >>>
|
|
|