Содержание энциклопедии:
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны
Богов
Мифологич-е
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
- журнал о ...
Лавка
волшебных артефактов
Галерея
сайта
Библиотека
Библиография
энциклопедии
Энциклопедия рекомендует:
|
.
Вернуться к Римскому
пантеону богов >>>
..
.
Церера, лат.(Ceres) - древнеиталийская богиня плодородия, созревания злаков,
покровительница материнства и брака. Жрецом Цереры был представитель плебеев.
Ее почитали крестьяне. В честь богини справлялся праздник - цериалии (апрель).
Храм этой богини являлся убежищем для плебеев. Постепенно куль Цереры сблизился
с культом Деметры,
с которой отождествляли эту богиню.
Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные
празднества—цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8
дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами—плебеями.
Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали
себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней,
плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский
люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы
умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры
слился с культом «Светлой богини» (Теллуры)
но праздник цереалии с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
Она также богиня подземного мира, насылавшая на людей безумие, а
также богиня материнства и брака (по закону Ромула ей посвящалась половина
имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница
сельской общины (пага), защитница его урожая от грабителей (ей посвящался
казнённый за ночную кражу урожая). Впоследствии Церера считалась только
богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почётом, особенно
среди крестьян, справлявших посвящённые ей цереалии и призывавших её во
время паганалий . В эпоху борьбы патрициев и плебеев Церера возглавляла
плебейскую триаду (Церера, Либер и Либера)
богов, которой в 493 до н. э. был сооружён кампанскими мастерами храм в
долине между Палатином и Авентином, где плебеи издавна почитали земледельческих
богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, которых Церера заменила, и где был
подземный алтарь Конса. Есть мнение, что Церера
всегда была богиней плебса, т. к. её фламин был плебей, возможно, жрец
плебейской общины, а цереалии были включены в календарь Нумы в связи с
приобщением части плебеев к римской общине, Храм плебейской триады богов
стал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов,
убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Церера отождествлялась
с богиней Пандой или Эмпандой, в храме которой кормили голодных; Aul. Gell.
XIII 22; Serv. Verg. Georg. I 7). После примирения патрициев и плебеев
Церера стала почитаться как общая богиня, но её старая роль ожила с обострением
противоречий между народом и нобилитетом, когда Церера была противопоставлена
богиня нобилитета Кибела. Церера вместе с Теллус
были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева (сементивы, 13 декабря)
и цереалии (19 апреля). Цереалии сопровождались цирковыми и сценическими
играми, травлей лисиц, к которым привязывались горящие факелы, и разбрасыванием
орехов (Ovid. Fast. IV 681 след.), что должно было защитить от зноя посевы
и стимулировать их рост. В 3 в. до н. э. Церера сближается с Деметрой,
Либера с Прозерпиной - Персефоной.
Культ Цереры эллинизируется, появляются женские мистерии Цереры, праздник
встречи Цереры. с вернувшейся от Плутона дочерью,
которому предшествовал девятидневный пост и воздержание (Serv. Verg. Georg.
I 344). С Ц. (как и с греч. Деметрой) связывается изобретение земледелия
и введение законов, приобщивших людей к цивилизации.
Вернуться к Римскому
пантеону богов >>>
|
|
|