Содержание энциклопедии:
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифолог-е
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Мифологическая
галерея
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Дополнительные статьи
*
см.
список Лунарных божеств
Энциклопедия
рекомендует
приобрести
Светлана Дубкова:
Прогулки по небу.
Легенды и мифы о созвездиях
Александр Асов: Звезды Древней Руси
Светлана Дубкова:
Волшебный мир звезд
Светлана Дубкова:
Чудесное семейство планет
Светлана Дубкова:
Книга о луне:
фамильные тайны Солнечной системы
Светлана Дубкова:
Солнце в интерьере галактики
Робин Керрод: Космос. Иллюстрированный путеводитель
Марк Гарлик:
Иллюстрированный атлас: Вселенная
Лев Шильник:
Удивительная космология
Серж Брюнье:
Большой атлас созвездий
|
Вернуться
к списку Созвездий и планет >>>
.
.
Луна — в символике наряду с Солнцем важнейшее
из небесных тел; по большей части толкуется как "женское", в первую очередь
благодаря своему (в древнекитайском смысле "инь") значению небесного тела,
пассивно принимающего свет, а также благодаря совпадению лунного месяца
с женскими месячными.
Луна
- единственный естественный спутник Земли.
Она образовалась из обломков, которые выбросило в космос при падении на
нашу планету другого небесного тела. Метеориты
оставили на ее поверхности бесчисленные кратеры. От самых молодых кратеров
как бы расходятся лучи — светлые полосы грунта, разлетевшегося во все стороны
при ударе.
Более темная лава (расплавленная порода), прорываясь из недр Луны,
постепенно заполняла углубления. В старину астрономы думали, что эти ровные
участки — дно высохших водоемов, поэтому и назвали их морями. В 1959 г.
один из первых советских искусственных спутников сфотографировал «обратную»
сторону Луны, не видимую с Земли. Оказалось, что почти все моря сосредоточены
на обращенной к нам поверхности.
Лунное притяжение в шесть раз слабее земного. Этого недостаточно, чтобы
удерживать атмосферу, поэтому небо на Луне всегда черное, даже днем. Отсутствие
атмосферы приводит также к резким перепадам температуры: освещенные солнцем
участки разогреваются до 117°С, а попавшие в тень остывают до - 153°С.
Происхождение названия - в римской мифологии Луна
(Luna) богиня ночного света. Культ Луны был вытеснен культомДианы
- которая считалась воплощением ночного светила.
РАССТОЯНИЕ ОТ ЗЕМЛИ - 384401 км
ДИАМЕТР - 3476 км
МАССА - 1,2% МАССЫ ЗЕМЛИ
АТМОСФЕРА - ОТСУТСТВУЕТ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СУТОК (ЧИСЛО ЗЕМНЫХ СУТОК)
И ЗВЕЗДНЫЕ (ПЕРИОД ВРАЩЕНИЯ), и СОЛНЕЧНЫЕ: 29,5
Возникновение
и исчезновение Луны, равно как и постоянное периодическое появление ее
нового облика, является убедительным символом "умирания и рождения". В
Луне редко усматривают мужское начало, как это имеет место в немецком словоупотреблении
(der Mond), гораздо чаще ее интерпретируют как начало женское (лат. Луна,
греч. Селена или Артемида,
восточноазиатское Куан-инь, Кан-нон; майя Иксчел). В алхимическом образном
мире Луна представляет серебро, одновременно "королеву" ("царицу"),
которая вступает в брак с "королем" ("царем") и становится андрогином.
Старое народное поверье свидетельствует о влиянии на земные процессы со
стороны лунных фаз, которые вызывают не только отливы и приливы, но также
подъем и падение сокового потока в расте¬ниях; при стрижке и кровопускании
тоже должны были руководствоваться лунными фазами. Лунные травы (растения,
расцветающие ночью) назначались при женских болезнях. В христианской иконографии
Дева и Богоматерь Мария часто сравниваются
с Луной или изображаются стоящими или восседающими на лунном серпе. В австрийском
регионе этот сюжет охотно связывают с победой над турками (чей походный
знак был полумесяц), но скорее он восходит к Откровению Иоанна Богослова
(12:1:"...жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна" — символ победы
над враждебными силами). Часто также лунным символом называют двойной топор
с двумя лунообразно изогнутыми лезвиями, и потому его приписывают в качестве
оружия легендарным женским воинствам античности, амазонкам, как и серповидный
лук. И богиню мрака Гекату
Триодитис (Трехликая) связывают с бросающимися в глаза фазами Луны (молодая
Луна, или новолуние, полнолуние, темная Луна, или Луна на ущербе) и тремя
жизненными фазами женщины (девичество, материнство, старость), подобно
тому как в современной женской литературе большое внимание уделяется "лунной
стороне" человека (см. Дуалистическая система, Верх/низ, Веретено).
В сказаниях евреев (Е. бин Горион) содержится впечатляющий символический
миф, основывающийся на дуалистической системе Солнце/Луна и предназначенный
для объяснения того факта, что Луна как одно из двух "светил" излучает
более слабый свет. Творец объясняет Луне, что есть две сферы, посюсторонний
мир и потусторонний мир, и что существование двух источников света указывает
на эту полярность. Луна, так как ей предписана большая сфера потустороннего
мира, недовольна тем, что она не превосходит Солнце своим блеском. "Тогда
сказал Господь: Мне очевидно и ясно — ты думаешь, я сделаю тебя большой,
а Солнце уменьшу. Но так как от¬носительно Солнца у тебя был дурной замысел,
ты должна стать меньше, чем оно, и твой свет будет в шестьдесят раз слабее,
чем его. Тогда сказала Луна Господу: О, Властитель мира! Это было одно
только единственное слово, которое я сказала, и за это я должна быть так
тяжко наказана? Тогда сказал Господь: Когда-нибудь (т. е., вероятно, после
Страшного суда) ты будешь снова большой, как Солнце, и свет Луны будет
таким же, как свет Солнца". Однако предзнаменование последнего суда (см.
Конец
света) предполагает потемнение Луны (Иоил 3:15). То, что Луна ассоциировалась
не только с потусторонне-ночной частью мира, но не менее часто (в Израиле)
и с женственностью, вытекает из временного совпадения менструального цикла
с лунной периодичностью, а также из ее связи с понятийным полем "плодородия".
Женщины и домашние животные (Верблюды)
носили на шее как украшение маленькие луны. Греческий апологет Феофил Антиохийский
(2 в.) тоже рассматривал Солнце и Луну как дуалистические символы, как
"носителей и образы великой мистерии. А именно: Солнце есть образ Бога,
Луна — образ человека" (который получает от Солнца свет). В аналогичном
символическом смысле Ориген (185—254) истолковывал принимающую свет Луну
как образ церкви, которая затем передает святость всем верующим. Естественно
символическое отождествление постоянно вновь наблюдаемого "возрождения"
Луны с воскресением. В Древнем Перу почитание Луны было подчинено господствующему
почитанию Солнца. Инка Гарсиласо де ла Вега (1539—1616) называет Луну "женой
Солнца" и пишет, что храмовое помещение было облицовано серебряными пластинами,
"чтобы по белому цвету узнавали, что это покои Луны. Так же как и рядом
с Солнцем, здесь находился портрет, изображающий женский лик на большом
слитке серебра. В эти покои вступали, чтобы посетить Луну и вверить себя
ее защите, ибо ее считали сестрой и женой Солнца, а также матерью инков
и всего их рода; и потому они называли ее Мамаквилла, что означает "мать
Луна". Ей не делали жертвоприношений, как Солнцу. По обе стороны изображения
Луны стояли фигуры умерших цариц, расположенные в соответствии с престолонаследием
и возрастом..." В астрологии этот спутник Земли все еще, как в геоцентрической
системе античности, считается "планетой", а именно вместе с Солнцем одним
из двух "главных светил". Она — ближайшее к Земле небесное тело и всегда
показывает Земле одно и то же "лицо", что дало повод ко многим сказаниям.
Из-за смены своих фаз она в астрологии считается также "непостоянной, с
мимолетным действием", но все же "благодетельницей", которая как "женская
планета" оказывает влияние на характер, женский род, матерей и народные
танцы. Свое возвышение она находит в знаке зодиака Тельце
(из-за того, что бычьи рога напоминают рога лунного серпа, или из-за мифических
связей между лунными богинями и мужским партнером в образе быка!). Более
новая астрология приписывает Луне способность управлять у женщины внешним
обликом, у мужчины — глубинной личностью (анима). В античности говорили
о luna mendax, лживой Луне, в частности, потому, что смена фаз обнаруживает
сходство с буквой С (crescere, расти) и D (decrescere, уменьшаться), что,
однако, противоположно тому, как происходит смена облика в соответствии
с формой серпа. На основе символического подчинения в качестве "лунных
камней" описываются жемчужины, опал, селенит и украшения из перламутра,
в качестве соответствующего металла — серебро. Иконографически Луна по
большей части изображается в виде лунного серпа, преимущественно с профилем,
глядящим влево. Лунные серпы представлены в государственных гербах многих
исламских стран. Геральдические лунные образы Бёклер (1688) объяснял указанием
на то, что сто членов совета Ромула носили на своих башмаках полумесяц
в форме С, "чтобы дать понять, что они все, что находится под Луной, попирают
ногами как бренное и суетное или еще что благодаря этому их должны как
членов совета отличать от других. Те знатные персоны, что вводят в свой
герб Луну, которая означает возвышение, вероятно, изъяли ее перед эпохой
турок".
По поводу затмений
Луны очець стройная-версия имелась у индейцев-ацтеков, и её
может прочитать любой желающий на огромном базальтовом блоке, теперь хранящимся
в археологическом музее города Мехико. Главный небесный персонаж — белая
облачная змея Мишикоатль—..живет
среди звёзд. Это настоящее пернатое божество с видом весьма гордым и пышными
перьями, украшающими его как по всей длине равномерно, так и в особо представительных
местах— на голове, спине и на лапах. Основные земные дела змея давно закончила,
поучаствовав и в сотворении людей, и в борьбе сил света с армией тьмы,
и во многих других мероприятиях, и теперь в основном бездельничала, пребывая
в бесконечно затянувшемся стопоре, вытянувшись во всю длину где-то там,
среди звёзд.
Но изредка
на облачную змею нападал стих. Отчего такое случалось, в том путались и
сами ацтеки, невнятно что-то толкуя о несовершенстве человеческой природы
и всяческих за это карах и наказаниях. Но так или иначе, а в один не особенно
прекрасный день, а точнее в ночь змеевидное божество вдруг просыпалось
и начинало бить хвостом и извиваться кольцами. И это через всё небо! При
этом жуткий мерцающий взгляд змеи медленно и методично обозревал окрестный
космос до тех пор, пока не упирался в повисшую над землёй красавицу — Луну.
Тут действия небесного пресмыкающегося сразу преобретают целенаправленный
характер и в абсолютной тишине со сноровкой истинного удава Мишикоатль
начинает приближаться к ничего не подозревающей Луне. Вот открывается чудовищная
пасть, вот блещут во мраке страшные зубы, и вот уже бедняжка-Луна начинает
исчезать в жуткой утробе небесного божества. А внизу в это время переполох
и паника. Рядовые ацтеки штурмуют храмы, рыдают и разрывают одежды. Дело
в том, что и Луна — весьма важное божество, потеря которого грозит стране
мором и разорением, поэтому поведение облачной змеи вызывает бурный протест
и требование к жреца,м немедленно принять меры.
Жрецы единственные сохраняют полную
невозмутимость и, дождавшись, когда Луна будет проглочена совсем, заявляют,
что сделать ничего нельзя, поскольку ацтеки сами виноваты и пусть сами
теперь Луну и выручают. Однако, поломавшись немного, меры-таки принимают,
Мишикоатль одумывается и совершает процесс в обратной последовательности.
Луна, как ни в чём ни бывало, снова изливает на простирающийся под ней
мир свой тихий серебристый свет, жрецы срывают аплодисменты, а белая облачная
змея, получив отступное, снова заваливается среди звёзд в свою бесконечно
долгую дремоту.
Теперь обратимся к астрономическому
варианту той же истории. Затмение Луны напоминает затмение Солнца, но только
наоборот. Теперь уже между Луной, хорошо освещенной солнечными лучами,
и самим Солнцем вклинивается Земля, закрывая собой от Луны светило. И мрачная
земная тень, подобно густому покрывалу, и на глазах у изумленных наблюдателей
наползает на серебряный диск до тех пор, пока не скрывает его полносьтю.
К счастью, планеты продолжают двигаться, их взаимное расположение вскоре
меняется и затмение заканчивается, вызывая громкий вздох облегчения. Случаются
затмения крайне редко, так что большая часть людей успевает о них просто
забыть и только жрецы и астрономы, имея под рукой записи за несколько веков,
всегда заранее знали о предстоящем событии.
Большим разнообразием отличаются легенды, в
которых объясняется происхождение
пятен на луне. Чаще других встречается мотив встречи влюбленного
луны-мужчины со своей избранницей, которая, чтобы узнать, кто ее возлюбленный,
мажет ему лицо сажей. В других случаях в пятнах видят силуэт живущего на
луне существа, или сама луна представляется мужчиной с необыкновенно тонкой
кожей, сквозь которую просвечивают внутренности. Движение солнца и луны
по небу рассматривается как продолжение их земного пути или как преследование
одним светилом другого.
Затмения объясняются нападением на светило небесного чудовища, чаще
всего ягуара, либо противоборством солнца и луны, в ходе которого победу
одерживает то одна, то другая сторона.
Австралийские аборигены представляли луну мужчиной,
первоначально принадлежавшему к тотему опоссума. Регулярно поднимается
он на небо, идет на запад, а затем спускается по дереву на землю. Поедая
опоссумов, мужчина увеличивается в размерах (тогда наступает полнолуние)
и, чувствуя себя утомленным, принимает вид серого кенгуру. В таком обличье
его убивают юноши, один из которых сохраняет кость кенгуру, а из нее в
скором времени вырастает месяц (новолуние).
Вернуться к списку Созвездий
и планет >>>
|
|
|