|
|
||
Содержание энциклопедии: * Энциклопедия рекомендует приобрести Светлана Дубкова: Прогулки по небу. Легенды и мифы о созвездиях Александр Асов: Звезды Древней Руси
Светлана Дубкова:
Светлана Дубкова:
Светлана Дубкова:
Светлана Дубкова:
Робин Керрод: Космос. Иллюстрированный путеводитель
Марк Гарлик:
|
Вернуться к списку Созвездий и планет >>> . . Древнеславянского ( по-польски «Земля», по-сербски «Земльа» и т.д..) по гречески Гея - олицетворяла землю как твердь и мать всего живого. Интересно, что все планеты нашей солнечной системы имеют имена римских богов, кроме Земли - Геей ее не называют, хотя если идти по аналогии то должны. Земля как планеты довольно значимый символ в астрологии и магии. Она означает твердыню, нечто материальное, надежное - мать Гея защищающая своих детей, которые рождаются из ее лона. Земля — в классической традиции один из "четырех элементов" (стихий), а также насыщенное многими символическими смыслами понятие (родная земля, земля-кормилица, достать из-под земли, загнать кого-то в землю и т. п.). Во многих древних картинах мира земля воплощается в образе богини-матери (греч. Гея, лат. Теллус, герм. Нертус, полинезийск. Папа), реже — в образе земли-мужчины (египетск. Геб). "Благодать тебе, земля, мать человеков, величайся в объятьях богов, преполняйся плодами, человекам ко потребе" (Эсхил, 525—456 до н. э.). "Священное бракосочетание" (Hieros gamos) между небом и землей — объект множества архаических мифов и обычаев, в особенности в культах плодородия и в мистериях, связанных с богиней Деметрой. В древнекитайской картине мира земля — квадрат, уподобленный четырехугольному кузову колесницы, над которым простирается кругообразный балдахин небес. Пара "земля и небо" (тянь-цзы) символизирует весь космос. Во многих случаях отмечается, что по всем четырем углам земли стоят опоры или деревья, охраняемые сверхъестественными стражами, как, например, у майя на Юкатане — четыре сейбы, или капоковых (хлопковых), дерева, а в священной средине — ось мира (axis mundi) или мировое древо; четыре мировых предела (страны света) (соответственно пять, если средина выступает как самостоятельное священное место) соотносится с определенными красками (см. Цвета). Дрожь земли (землетрясение) воспринимается как проявление божественных или враждебных человеку сил, угрожающих космическому порядку и подлежащих унятию соответствующими средствами (с помощью ритуалов). Желательные устойчивость и непоколебимость земной тверди находят свое выражение в символическом истолковании понятий камень и скала. Структура храма свидетельствует об усилиях воспроизвести идеализированное устройство земли в соответствии с определенными архитектурными представлениями. В античных учениях об аналогии земле соответствуют меланхолический темперамент, "черная желчь", сезон осени, и часть тела — селезенка, а в Древнем Китае — средина, число "два", краска желтая, из домашних животных — крупный рогатый скот и сладкий вкус. Св. Хильдегард Бингенская (1098—1179) воспроизводит в своем сочинении "О делах Божьих" специфическую символику: "Жизнетворная земля — се есть церковь. Она порождает чрез учение апостолов плод справедливости, как оная в начале предстала приспешникам своим. Равно как и в своей зеленой жизненной свежести истинной веры должны они предстать овощем, выросшем из семени слова Божия. И плодоносящими древами должны они быть от закона Божия, ибо в семенах сих ни распутства, ни прелюбодеяния нет, но чтобы в истинных обстоятельствах детей производить быть стало". Наряду с огнём, воздухом и водой - Земля одна из главных стихий Космоса и мироздания. Значительная часть сюжетов и легенд с участием обожествлённой Земли содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре - Небе и Земле, союз которых послужил началом жизни во Вселенной и от которого произошли остальные боги. Персонифицированная в образе богини - супруги неба, Земля фигурирует в мифологиях почти всех народов [ср. как исключение др.-егип. (гелиопольский) миф о сотворении мира, в котором Землю олицетворяет бог Геб, супруг Нут (неба), женского божества]. Иногда небо и Земля сами являются порождением предшествующего поколения богов: так, в гелиопольском мифе они - внуки Атума, в мифологии маори (Ранги и Папа) - дети По (ночи) и ао (света) и внуки Веу (корешка). Часто их существование предвечно - в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение неба от Земли) представляет собой создание космоса (см., например, др.-инд. «Чхандогья-упанишаду» III 19, 1-2, и Законы Ману I 12-13). В некоторых мифологиях Земля создаётся не вследствие разбивания яйца, а благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (аккад. Тиамат, др.-инд. Пуруша, сканд. Имир, кит. Пань-гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении Земли из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж (сканд. Тор, др.-инд. Праджапати, полинез. Мауи и др.). В мифах американских индейцев и некоторых сибирских народов часто Земля из воды вылавливает водяная птица-ныряльщик - мировая уточка. В греческой мифологии возникшая из хаоса Земля (Гея) создаёт из себя небо (Уран), от их брака происходят титаны. Вещественными символами союза неба и Земли в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, то есть от брака неба и Земли, рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями,- таково славянское предание о рождении волхвов. В некоторых культурах родившимися от соития неба и Земли (проявляющегося в ударе молнии, пролитии дождя или падении метеорита) считаются грибы, которые тем самым сакрализуются. Земля - не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва, а также недра, часто соотносимые с преисподней. Естественно, что олицетворение Земли как стихии плодородия возникает лишь у земледельческих народов. У охотничьих племён можно встретить представления о Земле как о неприкосновенном природном существе, которое запрещается ранить мотыгой или плугом (сев.-амер. индейцы). У земледельческих народов, напротив, распространена эротическая символика Земли: посев отождествляется с оплодотворением, плуг - с фаллосом, и т. п. (ср. представления о беременности Земли у чувашей). В качестве божества плодородия Земля также иногда представляется женой неба (напр., Маан-Эмо в финно-угорской мифологии), но может иметь мужем солнце (в мифах индейцев-навахо) или какого-либо другого бога. Иногда указанные функции совмещены в образе одной богини, обычно выступающей в роли женского производящего начала вселенной - богини-матери. Таковы малоазийская Кибела, Тепев древних майя, др.-слав. «Мать сыра земля», культ которой впоследствии слился с культом богородицы, и др. Порой функции эти разделяются между несколькими божествами, каждое из которых является ипостасью обожествлённой Земли. Например, в шумерской мифологии мать-земля Нинхурсаг и небо Ан - суть прародители вселенной, однако в пантеоне присутствует ещё и богиня земных недр Нинсун. Римская мать-земля (Теллус) почиталась одновременно с Опой, богиней плодородия почвы и супругой Сатурна, а божеством земных недр, подземного мира была «мать ларов», «немая богиня» Дива Ангерона. При делении космоса на небо, землю и преисподнюю - Земля (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (ср. разделение шаманов в некоторых сибирских традициях на «чёрных», способных спускаться вниз, в преисподнюю, к злым духам, и «белых», поднимающихся наверх, на небеса к добрым духам). Положение Земли, окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса (ср., напр., срединный столб Земли в японском мифе об Идзанаки и Идзанами), Земля характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Отсюда существовавшее в античной мифологии отождествление Земли с Гестией, богиней священного очага, расположенного в середине мира. Геоцентрическая концепция, господствовавшая в архаических культурах, является, видимо, источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной Земле, или при погребении должна быть использована хотя бы горсть её. Земля, используемая в ритуале погребения, есть священная земля, замкнутая в определённых и всегда сакрализованных границах (ср. христианские представления об освящённой и неосвящённой земле.). Противоположным результатом этих же представлений был зороастрийский запрет хоронить покойников в землю, потому что труп оскверняет её чистоту. С другой стороны, во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами и докосмическими существами, о близости Земли к первозданному хаосу. В индоевропейской мифологии противник громовержца (устроителя космоса) чаще всего является порождением Земли (ср. Тифон, сына Геи, врага Зевса, в греческой мифологии). На Земле вода встречается в трех формах — твердой (лед), жидкой и газообразной (пар). Океаны (71 % поверхности планеты) обеспечивают более равномерное нагревание Земли, поглощая солнечное тепло в жарких областях (ближе к экватору) и перенося его к полюсам. Разница в температуре земной поверхности объясняет климатические и погодные условия. Земля
при формировании была горячей, и горные породы плавились. Тяжелые железо
и никель образовали в центре планеты ее ядро, а более легкие материалы
— средний слой (мантию) и кору. Внешнее ядро остается расплавленным, а
кора, остыв, затвердела и раскололась на гигантские плиты, подогнанные
друг к другу, как кусочки мозаики. Под океанами толщина плит меньше, а
под континентами больше. Тепло ядра генерирует в породах мантии медленные
конвективные течения, которые двигают эти плиты, сталкивая их или раздвигая.
Тектоника плит приводит к «дрейфу» континентов и изменению их формы и рельефа.
Астррономические единицы
Вернуться к списку Созвездий и планет >>> |
|
|
StasyaAlex Copyright © Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info |