Астральные мифы

Земля


Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифолог-е и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Мифологическая галерея
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести

    Светлана Дубкова: 
    Прогулки по небу. 
    Легенды и мифы о созвездиях 

    Александр Асов: Звезды Древней Руси

    Светлана Дубкова: 
    Волшебный мир звезд

    Светлана Дубкова: 
    Чудесное семейство планет

    Светлана Дубкова: 
    Книга о луне: 
    фамильные тайны Солнечной системы

    Светлана Дубкова:
    Солнце в интерьере галактики

    Робин Керрод: Космос. Иллюстрированный путеводитель

    Марк Гарлик: 
    Иллюстрированный атлас: Вселенная

    Лев Шильник: 
    Удивительная космология

    Серж Брюнье: 
    Большой атлас созвездий


    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>

    .
    .
                Земля - третья от Солнца, планета - самая крупная из каменных планет. Название происходит от
    Древнеславянского ( по-польски «Земля», по-сербски «Земльа» и т.д..) по гречески Гея - олицетворяла землю как твердь и мать всего живого. Интересно, что все планеты нашей солнечной системы имеют имена римских богов, кроме Земли - Геей ее не называют, хотя если идти по аналогии то должны. Земля как планеты довольно значимый символ в астрологии и магии. Она означает твердыню, нечто материальное, надежное  - мать Гея защищающая своих детей, которые рождаются из ее лона.
    Планета Земля
              Земля - Круг и крест (оба знака — из  христианской символики) в качестве  обозначения Земли стали использоваться с конца 16 века, когда Земля  была признана планетой.
           Земля — в классической традиции один из "четырех элементов" (стихий), а также насыщенное многими символическими смыслами понятие (родная земля, земля-кормилица, достать из-под земли, загнать кого-то в землю и т. п.). Во многих древних картинах мира земля воплощается в образе богини-матери (греч. Гея, лат. Теллус, герм. Нертус, полинезийск. Папа), реже — в образе земли-мужчины (египетск. Геб). "Благодать тебе, земля, мать человеков, величайся в объятьях богов, преполняйся плодами, человекам ко потребе" (Эсхил, 525—456 до н. э.). "Священное бракосочетание" (Hieros gamos) между небом и землей — объект множества архаических мифов и обычаев, в особенности в культах плодородия и в мистериях, связанных с богиней Деметрой. В древнекитайской картине мира земля — квадрат, уподобленный четырехугольному кузову колесницы, над которым простирается кругообразный балдахин небес.
              Пара "земля и небо" (тянь-цзы) символизирует весь космос. Во многих случаях отмечается, что по всем четырем углам земли стоят опоры или деревья, охраняемые сверхъестественными стражами, как, например, у майя на Юкатане — четыре сейбы, или капоковых (хлопковых), дерева, а в священной средине — ось мира (axis mundi) или мировое древо; четыре мировых предела (страны света) (соответственно пять, если средина выступает как самостоятельное священное место) соотносится с определенными красками (см. Цвета). Дрожь земли (землетрясение) воспринимается как проявление божественных или враждебных человеку сил, угрожающих космическому порядку и подлежащих унятию соответствующими средствами (с помощью ритуалов). Желательные устойчивость и непоколебимость земной тверди находят свое выражение в символическом истолковании понятий камень и скала. Структура храма свидетельствует об усилиях воспроизвести идеализированное устройство земли в соответствии с определенными архитектурными представлениями. В античных учениях об аналогии земле соответствуют меланхолический темперамент, "черная желчь", сезон осени, и часть тела — селезенка, а в Древнем Китае — средина, число "два", краска желтая, из домашних животных — крупный рогатый скот и сладкий вкус. Св. Хильдегард Бингенская (1098—1179) воспроизводит в своем сочинении "О делах Божьих" специфическую символику: "Жизнетворная земля — се есть церковь. Она порождает чрез учение апостолов плод справедливости, как оная в начале предстала приспешникам своим. Равно как и в своей зеленой жизненной свежести истинной веры должны они предстать овощем, выросшем из семени слова Божия. И плодоносящими древами должны они быть от закона Божия, ибо в семенах сих ни распутства, ни прелюбодеяния нет, но чтобы в истинных обстоятельствах детей производить быть стало". 
    Теллус
    В античности "священная богиня Теллус, плоды приносящая", изображалась с рогом изобилия в руке, а в многократно воспроизводимых текстах "Античной медицины" к ней обращена мольба предоставить растения, содержащие целительные силы, для страдающего человечества. В средние века "языческий" текст, начинающийся словами "Dea sancta Tellus" ("Священная богиня Теллус"), которые были исправлены на "Deo Sancto" ("Святый Боже"), вообще по сути не изменился. Земля как строительный материал, сослуживший для создания праотцев человеческих, играет большую роль в исламской традиции. Аллах посылает своих ангелов на землю, чтобы они принесли ему образцы ее семи различных цветов. Она очень противится тому, чтобы выдать что-либо из своего вещества, но ангел смерти выполняет поручение, украв по-разному окрашенные образцы земли. После смерти человека земля должна все получить то, что было у нее похищено. Аллах сотворяет только Адама, но от него происходят различные человеческие расы: белые, черные, коричневые, желтые, зеленые (индийцы оливкового цвета кожи), получерные (нубийцы) и красные ("дикарские" народы). В средневековых текстах материал, послуживший для создания Адама, называется limus, что переводится как глина или клей. Хильдегард Бингенская рассказывает, как жидкая глина огнем духа была переварена в плоть и кровь.Глинистая земля известна по многим мифам творения как материал для сотворения людей божествами, например в Древнем Египте — материал для бога с головой барана, Хнума; в вавилонском эпосе о Гильгамеше богиня Аруру создает первого человека по лучшим образцам гончарного искусства раннего периода.
            Наряду с огнём, воздухом и водой - Земля одна из главных стихий Космоса и мироздания. Значительная часть сюжетов и легенд с участием обожествлённой Земли содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре - Небе и Земле, союз которых послужил началом жизни во Вселенной и от которого произошли остальные боги.
            Персонифицированная в образе богини - супруги неба, Земля фигурирует в мифологиях почти всех народов [ср. как исключение др.-егип. (гелиопольский) миф о сотворении мира, в котором Землю олицетворяет бог Геб, супруг Нут (неба), женского божества]. Иногда небо и Земля сами являются порождением предшествующего поколения богов: так, в гелиопольском мифе они - внуки Атума, в мифологии маори (Ранги и Папа) - дети По (ночи) и ао (света) и внуки Веу (корешка). Часто их существование предвечно - в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение неба от Земли) представляет собой создание космоса (см., например, др.-инд. «Чхандогья-упанишаду» III 19, 1-2, и Законы Ману I 12-13). В некоторых мифологиях Земля создаётся не вследствие разбивания яйца, а благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (аккад. Тиамат, др.-инд. Пуруша, сканд. Имир, кит. Пань-гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении Земли из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж (сканд. Тор, др.-инд. Праджапати, полинез. Мауи и др.). В мифах американских индейцев и некоторых сибирских народов часто Земля из воды вылавливает водяная птица-ныряльщик - мировая уточка. В греческой мифологии возникшая из хаоса Земля (Гея) создаёт из себя небо (Уран), от их брака происходят титаны.
               Вещественными символами союза неба и Земли в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, то есть от брака неба и Земли, рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями,- таково славянское предание о рождении волхвов.
               В некоторых культурах родившимися от соития неба и Земли (проявляющегося в ударе молнии, пролитии дождя или падении метеорита) считаются грибы, которые тем самым сакрализуются.
              Земля - не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва, а также недра, часто соотносимые с преисподней. Естественно, что олицетворение Земли как стихии плодородия возникает лишь у земледельческих народов. У охотничьих племён можно встретить представления о Земле как о неприкосновенном природном существе, которое запрещается ранить мотыгой или плугом (сев.-амер. индейцы). У земледельческих народов, напротив, распространена эротическая символика Земли: посев отождествляется с оплодотворением, плуг - с фаллосом, и т. п. (ср. представления о беременности Земли у чувашей). В качестве божества плодородия Земля также иногда представляется женой неба (напр., Маан-Эмо в финно-угорской мифологии), но может иметь мужем солнце (в мифах индейцев-навахо) или какого-либо другого бога. Иногда указанные функции совмещены в образе одной богини, обычно выступающей в роли женского производящего начала вселенной - богини-матери. Таковы малоазийская Кибела, Тепев древних майя, др.-слав. «Мать сыра земля», культ которой впоследствии слился с культом богородицы, и др. Порой функции эти разделяются между несколькими божествами, каждое из которых является ипостасью обожествлённой Земли. Например, в шумерской мифологии мать-земля Нинхурсаг и небо Ан - суть прародители вселенной, однако в пантеоне присутствует ещё и богиня земных недр Нинсун. Римская мать-земля (Теллус) почиталась одновременно с Опой, богиней плодородия почвы и супругой Сатурна, а божеством земных недр, подземного мира была «мать ларов», «немая богиня» Дива Ангерона.
              При делении космоса на небо, землю и преисподнюю - Земля (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (ср. разделение шаманов в некоторых сибирских традициях на «чёрных», способных спускаться вниз, в преисподнюю, к злым духам, и «белых», поднимающихся наверх, на небеса к добрым духам). Положение Земли, окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса (ср., напр., срединный столб Земли в японском мифе об Идзанаки и Идзанами), Земля характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Отсюда существовавшее в античной мифологии отождествление Земли с Гестией, богиней священного очага, расположенного в середине мира. Геоцентрическая концепция, господствовавшая в архаических культурах, является, видимо, источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной Земле, или при погребении должна быть использована хотя бы горсть её. Земля, используемая в ритуале погребения, есть священная земля, замкнутая в определённых и всегда сакрализованных границах (ср. христианские представления об освящённой и неосвящённой земле.). Противоположным результатом этих же представлений был зороастрийский запрет хоронить покойников в землю, потому что труп оскверняет её чистоту. С другой стороны, во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами и докосмическими существами, о близости Земли к первозданному хаосу. В индоевропейской мифологии противник громовержца (устроителя космоса) чаще всего является порождением Земли (ср. Тифон, сына Геи, врага Зевса, в греческой мифологии).
    Планета Земля - Западное полушарие
    Краткие сведенья о Земле как о планете.

    На Земле вода встречается в трех формах — твердой (лед), жидкой и газообразной (пар). Океаны (71 % поверхности планеты) обеспечивают более равномерное нагревание Земли, поглощая солнечное тепло в жарких областях (ближе к экватору) и перенося его к полюсам. Разница в температуре земной поверхности объясняет климатические и погодные условия.

                Земля при формировании была горячей, и горные породы плавились. Тяжелые железо и никель образовали в центре планеты ее ядро, а более легкие материалы — средний слой (мантию) и кору. Внешнее ядро остается расплавленным, а кора, остыв, затвердела и раскололась на гигантские плиты, подогнанные друг к другу, как кусочки мозаики. Под океанами толщина плит меньше, а под континентами больше. Тепло ядра генерирует в породах мантии медленные конвективные течения, которые двигают эти плиты, сталкивая их или раздвигая. Тектоника плит приводит к «дрейфу» континентов и изменению их формы и рельефа.
     

    Астррономические единицы
    1,000
    Расстояние от солнца
    149,6 млн, км
    Диаметр
    12756км
    Масса
    1 Земная = 5,5х 1024т
    Атмосфера
    Азот 78%, Кислород 21 %
    Спутники
    1: Луна
    Продолжительность суток
    Звездные (период вращения): 23 часа 56 минут
    Солнечные: 24 часа
    Продолжительность года
    (период обращения) 365,25 солнечных суток
    Радиус в радиусах Земли
    0,53
    Наклон оси
    23 о 48' 



     
     



    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>
    TopList


    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info
    Hosted by uCoz