|
|
||
Содержание энциклопедии * Энциклопедия рекомендует приобрести: Светлана Лаврова: Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах
Растительное колдовство. Практическое пособие
Энн Моура: Природная магия.
Олег Коровкин: Тайны растительного мира: От гигантов и карликов до эскулапов
и отравителей
Александр Аксенов:
Олард Диксон: Мистерии мухомора
Елена Мазова: Тайная сила комнатных растений.
|
Вернуться к списку Растений и мифов >>> . Уже в библейской мифологии чертополох, выведенный под именем волчца, предстает символом кары Божьей за грехи Адама. Это видно из слов разгневанного Творца, обращенных к нашему общему прародителю: ...Проклята земля за тебя, со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3:17—18). В христианской иконографии колючий чертополох превратился в эмблему мученичества. Правда, крестные страдания Спасителя обычно передавала другая шипастая колючка — терновый венец, зато изображения многих святых великомучеников обрамляли именно усики чертополоха. И все же церковникам не удалось втоптать в грязь репутацию славного героя из царства Флоры — уж слишком много заслуг он имел, как мнимых, так и подлинных. В народной магии еще с незапамятных времен это бойцовое растеие, способное произвести переполох среди прислужников Сатаны, признава¬ось сильнейшим оберегом. Считалось, что чертополох надежно защищает от порчи и сглаза, магических заклятий и темных чар, а вывешенный над дверями дома — гарантирует его обитателям пол¬ую неприкосновенность со стороны нечистой силы. В военном деле заслуги чертополоха еще более очевидны. Особую любовь и признательность питают к нему шотланд-ские горцы, чьих славных предков он од-нажды спас от смерти, сыграв роль бди-тельного часового. Эта история относится к VIII веку, когда Европа, познакомившись с яростью беспощадных норманнов, содрогнулась от ужаса. Даны, самые свирепые среди викингов, в один несчастный день высадились на восточном побережье Шотландии. Горцы-скотты, отделенные от них рекой, не особенно беспокоились, полагая, что ночью враг не станет форсировать реку. Свет костров на противоположном берегу успокаивающе подействовал на утомленных воинов, совершивших стремительный марш — бросок к побережью. Один за другим они погружались в глубокий сон, даже и не подозревая о том, как много у них шансов проснуться покойниками. Усыпив бдительность скоттов ложным бездействием, даны, заранее разведавшие броды, той же ночью переправились через реку. Приблизившись к никем не охраняемому спящему лагерю, даны ра-зулись и бесшумно последовали дальше. Тут бы и конец беспечным скоттам, но случилось так, что в потемках враги угодили босыми ногами в заросли чертополоха. Раздались вопли и проклятия, разбудившие спящих воинов. Скотты схватились за топоры и дружным натиском смели в реку охромевшее босоногое воинство. С тех пор аситель-чертополох стал кумиром шотландцев. В эмблематике эта любовь проявилась уже в 809 году, когда король Ахий, по преданию, основал орден Чертополоха. Впрочем, о деятельности ордена в те отдаленные времена практически ничего неизвестно, поэтому официальной датой основания (или реставрации) рыцарского ордена Чертополоха принято считать 1687 год. Учреждая орден Чертополоха, король Великобритании Иаков II (1685—1689) лелеял тайную надежду опереться на его рыцарей в борьбе со строптивым английским парламентом и непокорной буржу-азией. Однако политика короля, направленная на укрепление абсолютизма и восстановление былого влияния католической церкви, вызвала в стране такую волну возмущения, что уже в следующем году Иаков II был вынужден бежать во Францию, а еще через год, в 1689 году, парламент официально отрешил его от престола. В историю Англии этот бескровный государственный переворот вошел под именем «Славной революции». В геральдике национальная эмблема мужества и стойкости в виде стебля с красным венчиком цветка и двумя зелеными волнистыми листьями украсила герб Шотландии, а позднее — гербы Ве-ликобритании и Новой Шотландии (провинция Канады). В гербе Нанси, ис-торической столицы Лотарингии, чертополох изображен в память о героической . обороне города в 1477 году от войск могущественного герцога Бургундии Карла Смелого. Девиз в гербе Нанси предупреждает: «Кто дотронется, тот уколется». И это не пустая бравада — достаточно вспомнить о судьбе Карла Смелого, сложившего свою буйную голову под стенами означенного города. Чертополох означает грех, скорбь, проклятие Бога при изгнании из рая. В римской мифологии Церера, богиня жатвы, покровительница плодородия, зажигает факел из сухого, чертополоха. Чертополох является символом Шотландии; согласно легенде, когда вторгнувшиеся в 8 веке даны пыталис ночью тайно подобраться босиком к скоттам, они попали да заросли чертополоха; от их вскриков скотты подняли тревогу и полностью разбили данов. Чертополох был принят в качестве эмблемы Шотландии в царствование Якова III; в британском гербе появился в 1702 году вместе с девизом Nemo me imрипе lacessit - "Никто не тронет меня, не поранившись". Эта эмблема так же является центральной на нагрудном знаке "Самого древнего и благородного ордена Чертополоха"; кавалеры это го ордена уступают в ранге только кавалерам "Ордена Подвязки". Чертополох — растение, в настоящее время ассо-циируемое лишь с "колкостью,
царапаньем". В прежние времена различные виды чертополоха ценились выше
из-за приготовляемых из них лекарств, а также из-за воспринимаемой по-другому
символики. Согласно античной традиции, чертополох может разрушать злые
знаки и изгонять демонические силы. Хотя его в состоянии поедать лишь ослы,
он может идти также в пищу людям; когда им питается беременная женщина,
у нее родится мальчик. Вид, называемый "стоглав" (Centum capita), "возбуждает
непреодолимую любовь к противоположному полу" (выражение, приписываемое
Пифагору). Поскольку чертополох после обрезки не теряет свою форму, он
служит символом стойкости и долговечности (Китай). На христианском Западе
это колючее растение, в частности ворсянка, напоминало о страданиях Христа
и мучеников ("чем больше вам причинено страданий, тем выше они растут").
Белопятнистая расторопша (Silybum marianum) напоминала о материнском молоке
Марии и считалась лекарством. Изображения мучеников часто обрамляются усиками
чертополоха. Кардобенедикт является старинным лекарственным растением,
приме-нявшимся при внутренних заболеваниях. О нем В. X. фон Хохберг сочинил
в 1675 г. следующие возвышенно-символические стихи: "Кардобенедикт горек;
неприятенво рту,
Вернуться к списку Растений и мифов >>> |
|