|
|
||
Содержание энциклопедии: * Энциклопедия
рекомендует
Акулы и подводные монстры мира
Андрей Гапченко: Животные в мифологии
Юрий Беляев: Чудовища древности
|
Рыба. В общих
трёхчленных (по вертикали) мифологических схемах
вселенной Рыбы служат основным зооморфным классификатором нижней космической
зоны и противопоставлены птицам как классификатору
верхней зоны и (менее отчётливо) крупным животным (часто копытным), символизирующим
среднюю космическую зону.
В ареале распространения мифов и преданий о потопе и особенно на его периферии (Сирия, Палестина, Малая Азия, Закавказье, Иран и др.) хорошо сохраняются следы «рыбной» мифологии и культа Рыбы. Древнейшее свидетельство — шумерский текст (т. н. «Дом рыбы»), представляющий собой монолог (видимо, божества), посвящённый заботам о безопасной жизни Рыб, для которой строится специальный дом (ср. в этой связи сведения о храмовых бассейнах для Рыб на Ближнем Востоке и в Закавказье). Описываются и враги Рыб — различные птицы, крокодил, существование которых делает убежище для Рыб особенно необходимым. Контекст расширяется, если учесть, что шумерский бог вод Энки, установивший порядок во вселенной, наделяет реки и болота Рыбами и назначает бога, «любящего Рыб» (имя его остаётся нерасшифрованным). Так как у Энки есть свой корабль, то шумерская схема (бог воды на корабле, заботящийся о Рыбах) оказывается инвертированной по отношению к индийской схеме потопа (Рыба заботится о первочеловеке). В локальных вариантах японского мифа о творении бог луны Цукуёми по повелению Аматэрасу спускается на землю, чтобы служить богине пищи Укэмоти: приветствуя бога луны, она поворачивает голову к морю, и из её уст выскакивают различные Рыбы, выступающие здесь уже только как средство поддержания жизни. Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-Рыба Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребёнка (ср. роль изображения и фигурок Рыб в целебной магии). О широком распространении культа Рыбы в Закавказье свидетельствует, в частности, использование Рыбы (например, форели) при лечении разных болезней (в том числе бесплодия). В Закавказье верили в существование особой матери-Рыбы, говорящей человеческим языком; совершали обряд захоронения Рыб. Здесь же обнаруживаются и следы представлений о Рыбе как опоре земли (кахетинцы верили, что землетрясения, происходящие от пошатывания огромной чудовищной Рыбе, сулят хороший урожай). Магическое значение имели закавказские типы «рыбного» орнамента (у хевсуров, в Кахетии и др.), использовавшегося в женских одеждах; в этой связи ср. традиционные приёмы изображения Рыб на блюдах, тарелках и т. п. [от блюда из Самарры (Двуречье, 5—4-го тыс. до н. э.) до таких десакрализованных образцов, как керамические изделия Б. Палисси (кон. 16 — нач. 17 вв.)]. К этому же кругу явлений относятся табу на называние Рыб и употребление их в пищу, ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей. Пережитки культа Рыб известны и на Северном Кавказе: в частности, к Рыбам имеет отношение эсетинский Донбеттыр. С Рыбами связывается и тема умирающего и воскресающего бога плодородия, которая прослеживается в контексте реконструкции афроевразийского мифа об Иштари (Иштар) и её соответствиях; идеографически один из основных центров культа Иштар Ниневия обозначается как «дом рыбы». Центральный мотив этого мифа связан с самооскоплением (ср. трактат Лукиана «О Сирийской богине», где этот мотив относится к прекрасному юноше Комбабосу, а его действие происходит в Гиераполе, где почиталась Деркето-Атаргатис), причём в ряде вариантов фаллос бросается в воду и проглатывается Рыба (в египетской версии Сет бросает детородный член Осириса в Нил и Рыба съедает его; ср. также самооскопление Ваты из египетской «Повести о двух братьях»). Имеются различные варианты этого мотива. Например, в грузинской сказке «О девяти сыновьях царя» младший сын берёт живую воду из источника, принадлежащего женщине-Рыбе; когда юношу убивают и расчленяют, женщина-Рыба собирает тело и с помощью воды из источника во-скрешает его. В древнееврейской традиции Рыба связана с демоном Асмодеем, особенно в его отношениях с Соломоном и Товией (Товия одолевает Асмодея с помощью Рыбы). В рамках смерти и воскрешения можно рассматривать и историю библейского Ионы, проглоченного Рыбой; ср. мотив героя, проглатываемого Рыбой, в меланезийской сказке о Камакаджаку (в русской сказке Ивана также проглатывает щука-Рыба, которая сама его и изрыгает). Во всех этих случаях Рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мёртвых (для того чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать в нём). Иногда Рыба актуализирует образ водного чудовища, похищающего женщину и делаю-щего её своей женой. Таким же олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса является и библейский Левиафан, изображаемый не только в виде дракона, но и в виде Рыбы. Согласно библейской традиции, Рыбу получит мессия и разделит её с праведными в конце мира (в Талмуде мессия обозначается как Ваg, «рыба»); второе пришествие мессии произойдёт, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб (три сплетенные Рыб, образующие треугольник, — распространённый мотив средневековой архитектуры). Иранским соответствием библейскому Левиафану в известной степени является гигантская первозданная Рыба Кара, охраняющая мировое дерево (дерево хом-хаома, чаокерена, всеисцеляющее дерево виспобиш), растущее посреди озера Ворукаша (ср. также иранский мотив гигантской Рыбы, плавающей в океане преисподней и несущей на себе быка как опору мира). В числе других фантастических Рыбах. древнеиндийская гибридная макара, самым непосредственным образом связанная с плодородием, или чудо-юдо (чудо морское) русских сказок, нередко обладающее чертами и свойствами Рыбы; в мифологических представлениях как чудовище рыбьей природы обычно выступает кит. У иранских народов и их соседей Рыба считались чистыми существами, благотворно влияющими на человека. Когда один кафир выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Рыба закрыла его своим телом (жабры — раны Рыб). По представлениям народов Северной Сибири, у Рыбы есть свои покровители, в частности «волосатый отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам. Согласно хантыйским преданиям, Рыбу создал Кулгэтта-Лунг. Ас-алях-Торум (Ас-ях-Торум) — не только бог верховий Оби, но и распорядитель рыбными богатствами. Божество Ауття-Отыр живёт в Обской губе в виде щуки и распо-ряжается морской Рыбй. Наконец, бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар-Торум) в детстве был проглочен Рыбой и принял в её брюхе облик лягушки. Существуют поверья о Рыбах разных видов как о предках людей и вместе с тем о происхождении Рыб из частей человеческого тела. В известной мере с этой точки зрения должны рассматриваться и гибридные человеко-Рыбы (саамский Аккрува). Впрочем, распределение человеческих и рыбьих черт может быть и иным: у нивхов хозяин моря имеет человеческий облик (старик с седой бородой) и живёт с семьёй в доме, но дом на-ходится под водой; в распоряжении хозяина моря есть икра от разных Рыб, которую он по мере надобности бросает в море. В ряде африканских традиций Рыба — воплощение души умершего человека. В Китае, Индии и некоторых других ареалах Рыба символизирует новое рождение; поэтому её образ часто используется в похоронных ритуалах (ср. изображения Рыбы в древнеегипетских захоронениях). Не случайна в этом отношении «рыбная» метафорика Иисуса Христа, прослеживаемая как на формальном уровне греческое слово «ихтис», «рыба», расшифровывалось как аббревиатура греческой формулы «Иисус Христос, божий сын, спаситель»), так и по существу [ср. Рыба как символ веры, чистоты, девы Марии, а также крещения, причастия (где она заменяется хлебом и вином; в этом же ряду стоит евангельский мотив насыщения Рыбой и хлебами)]; Иисус Христос иногда называется в ранней христианской литературе «Рыбой» (ср. этот образ в хатакомбном искусстве), а христиане «рыбаками»; ср. образ апостолов-рыбарей Петра и Андрея, которых Иисус Христос обещал сделать «ловцами человеков» (Матф. 4, 19); отсюда иносказательная окраска сцен ужения и ловли сетью Рыб в средне-вековом европейском искусстве (ср. также образ Будды как рыбака). Многочисленны изображения Рыб на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи. Рыба может символизировать не только плодородие, плодовитость, изобилие (мифопоэтически отмеченным является и образ рыбьей икры), сексуальную силу, мудрость, но и скудость, скупость, равнодушие, сексуальную индифферентность (в связи с особенностями размножения Рыб), глупость. Рыбы — частый персонаж сказочного фольклора. В русских сказках участ-вуют не только безымянная Рыба или Рыба-чудо (типа чудо-юдо), но и щука, ёрш, карась, язь, лещ, мень, налим, окунь, осётр, плотичка, сёмга, сиг, сом, сорога, калуга и др. Рыба, очень древнее существо нашей планеты, обитающее в реках, озерах, морях и океанах, естественный символ водной стихии и зарожденuя жизни в безбрежных просторах Мировоrо океана, а бесчисленные икринки, выделяемые рыбой во время нереста, сделали ее эмблемой плодовито¬сти и сексуальной гармонии. В Европе мнимая немота рыбы породила символику безмолвия, тоrда как в Китае рыба является знаком изображения удчи. В мифолоrии мноrих народов Дpeвнero vира рыба обожествлялась. В армянской мифолоrии мы встречаем фантастичес кий образ rиrантской рыбы Лекеон, чье тело протянулось через весь Мировой океан. Лекеон, обвившийся, таким образом, вокpyr Земли, безуспешно пытается укусить собственный хвост. Коrда Миро¬вая рыба предпринимает очередную по¬пытку, от ее резкоrо движения в океане вздымаются rpoMaдHbIe волны, а на суше происходят землетрясения. В rолове Лекеона сияет большой бриллиант, и спо¬лохи зарницы в небе не что иное, как отблеск этоrо чудесноrо бриллианта. У причерноморских aдыroв rpомадная божественная рыба Кодеш удерживает Черное море в своих береrах, не давая ему затопить сушу. Кодешу молились рыбаки, желавшие обеспечить себе хороший улов. Множество древних боrов имели образ получеловека¬полурыбы. В Библии упо минается злобный Даrон, rлавное божество враждебных древним евреям филис¬тимлян, мыслившийся В образе рыбы с человеческой rоловой. В том же виде представляется и сирийская боrиня Атарrаш. Люди посвятили этой божественной рыбе роскошный храм, стоявший на береry священноrо озера, а жрецы Атарrаш носили необычные одежды, сверкавшие серебристой чешуей. В шумеро¬аккадских мифах Кулулу спутник боrа подземноrо Мировоrо окeaна Энки имел верхнюю половину тела человеческую, а нижнюю ¬ рыбью. Точно так же изображались rpеческие тритоны и нереиды, славянские русалки и фараон¬ки. К наиболее древним рыбоподобным боrам морей относится и вавилонский За, моrущественный повелитель вод и заклинаний. В мифах рыбы часто выступают блаrодетелями людей. Так, в древнеиндийском сказании о Великом потопе рыба предупредила леrендарноrо Ману о надвиrаю¬щемся бедствии, а затем привела ero корабль к возвышавшейся на водами rope. В сказках о золотой рыбке, выполня¬ющейлюбыежелания, отразилась, по¬видимому, заветная мечта древних рыбаков поймать в свои сети божественную рыбу. Плененный боr морей, рассуждали они, конечно же, не поскупится ради Toro, чтобы обрести свободу и щедро одарит их боrатством, счастьем, долrолетием и Т.д. и т. п. В любой релиrии можно леrко обнаружить следы культа священных рыб. В Древнем Еrипте люди, обожествляв шие ту или иную породу рыб, даже называли в их честь свои rорода. Так, население rорода Оксиринха, расположенноrо в Верхнем Еrипте, почитало рыбу оксиринх, а жители Латополиса поклонялись, соответственно, рыбе латос. Хатмехит, боrиня -покровительница rорода Meндeса, носившая rордый титул «первая среди рыб», изображалась в женском облике с рыбой на rоловном уборе. У rpeков и римлян почитание священ¬ных рыб было с¬язано с культом рожден¬ной из морской пены Афродиты (Bенеры). Ритуальное поедание рыбы по пят¬ницам у скандинавов составляло часть культа боrини Фрейи, а у иудеев эта свя¬щенная пища входила в меню во время шаббата. В индуизме в рыбу воплощались боrи ¬ искупители Варуна и Вишну, а в буддизме она явилась одним из восьми священных образов Будды. Рыбки, изображенные на подошвах ero нor, символизировали отрешение от земных желаний. В христианстве рыба достиrла еще больших высот, сделавшись символом caмoro Христа. Ранние христиане paссматривали rpеческое слово «рыба» (IXEYL) как aнаграмму имени rоспода, расшифровывавшуюся следующим образом: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. В период rонений на христиан рыба явилась для них универсальным паролем: для тoro чтобы отличить единоверца от чужака, они словно бы невзначай чертили на земле изображение рыбы. Рыбками называли и самих верующих, чьи души апосто¬лы улавливали в крестильную купель, а враrи христианства ¬ в «паryбные сети». В христианской иконоrpафии рыба ¬ритуальное блюдо, поданное на Тайной Вечере. Три сплетенные рыбы или три рыбы с одной rоловой ¬ символ Божественной Троицы. Рыба ¬ атрибут апостола Петра, рыбака по профессии, св. Зенона, страстного любителя рыбной ловли (рукоять ero по¬соха украшена фиryркой рыбы), и св. Aнтония Падуанскоrо, проповедовавшеrо рыбам (можно себе представить, с каким успехом!) . В оккультизме рыба символизирова¬ла не только зарождение жизни в морях нашей планеты, но и первое разумное cy¬щество на Земле. Е.П. Блаватская описа¬ла в своей нашумевшей книrе «Тайная Доктрина» древнюю расу «составных coзданий», полулюдей¬полурыб, населявших океаны что¬то около 300 миллионов лет до нашей эры. В астролоmи Рыбы ¬ один из 12 зна¬ков зодиака, соответствующий Дому Юпитера и третьему Дому триrона воды. Под небесную юрисдикцию знака Рыбпопадают лица, рожденные в период с 26 февраля по 21 марта. Астролоrи, квалифицирующие этот знак как двойственный, усматривают в нем мало вдохновляющий залоr раздвое¬ния натуры, что, к счастью, далеко не Bce¬rда тождественно раздвоению личности. Имеется в виду иное: знаком рыб могут быть отмечены как сильные личности, так и совершенно ничтожные люди, леrко попадающие под влияние окружающих. К отличительным качествам люде¬ «рыб» относятся rипертрофированная pe¬лиrиозность, вера в чудеса и сильно раз¬витое «шестое» чувство. Они настолько ценят общественный порядок и так уважают закон, что управлять такими законопослушными rражданами ¬ одно yдoвольствие, rолубая мечта любоrо президента или монарха. Если верить астролоrам, эти люди способны сносить все, что уrодно, «лишь бы не было войны». Что ж, если дело обстоит действительно так, то удельный вес «рыб» в Ha¬шем обществе, должно быть, необычайно велик. Однако будем же справедливы: нeзабвенный тип «премудроrо пескаря», выведенный в одноименной сатирической сказке непопулярноrо ныне писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, вопреки aвторитетному мнению астролоrов, может об¬ретаться под любым знаком зодиака. В rералъдике символика рыбы во мнorом определяется ее породой. Пятнистая форель, например, символизирует жизненную энергию, подвижность и щепетильность, поскольку эта «чистюля» не терпит заrpязненных водоемов. Знаменитый русский осетр ¬ символ цap¬ственности и блаzородства, так же, как и «сельдяной король» (увенчанная короной сельдь) в скандинавской rеральдике. В rербах мноrих российских и зарубеж¬ных rородов и областей можно видеть стилизованные изображения карпа, леща, судака, сазана, трески и Т.д. В число rеральдических рыб попал даже дельфин. Зато в rеральдике дельфин наделен такими замеча¬тельными символическими значениями, как стремительность и власть над моря¬ми. Тело rеральдическоrо дельфина обычно изоrнуто дуrой. Такую эмблему можно видеть, например, в rербах французских провинций Форез (золотой дельфин) и Дофине (два серебряных дельфина с Kpacными плавниками и хвостом). В российской rеральдике эмблемой рыбы отмечены rербы мноrих rородов, расположенных на береrах боrатых рыбой рек и озер. В rородском rербе может нa¬ходиться изображение одной рыбы (Oнera, Taraнpor), либо двух, размещенных одна над друrой (Нарва, Переславль¬Залесский), либо двух рыб, перекрещенных rоловами вверх, как в rербе Белозерска. Эмблемами двух серебряных рыб украшены rербы мноrих российских дворян: Аладьиных, Белосельских, Вадбольских, Ухтомских, 'Шелешпанских, Цыrоровых и др. Иноrда эмблема рыбы определенной породы является «rоворящей», как, например, в rербе Карповых, rде изображен именно карп. В современной rосударственной reральдике эмблема рыбы практически не встречается. Ее используют в качестве щитодержателя только малые островные rосударства ¬ Барбадос и Сейшельские острова. Некоторые из видов Рыб выделены особо. Лосось символизирует изобилие, знание, вдохновение (среди американских индейцев и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося находится огонь; ср. проанализированные К. Леви-Стросом индейские мифы об освобождении лососей, которым мешают воздвигаемые койотом речные пороги; лосось — эмблема Фингэла, героя фенианского цикла ирландских легенд). Сазан иг-рает особую роль в шаманском ритуале изгнания злых духов. Акула — образ опасности, зла, смерти (в японской мифологии посланец божества; божественная акула Саме помогает тем, кто её почитает) и т. п. В одном ряду с Рыбами фигурирует в мифопоэтических представлениях и Рыба — распространенная и красочная деталь религиозной и социальной полемики эпохи Реформации (особенно в Нидерландах); в искусстве этого времени распространены сцены рыбных рынков и лавок, ловли Рыбы и т. п., наделённые широким спектром семантических оттенков — от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии. Изображения гигантской Рыбы, пожирающей рыбную мелочь, трактуются как иносказание о неумолимости и верховной мощи Природы. Гностико-алхимическая традиция толкования образа Рыбы как символа мистическо-го перерождения вновь возникает в 20 в. в околонаучном психоаналитическом оккультизме (К. Г. Юнг посвящает этому символу значительную часть своей работы «Эон») и модернистском искусстве.
Вернуться к списку животных >>> |