Содержание энциклопедии
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифолог-е
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник-статьи,
материалы
Галерея
сайта
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Энциклопедия
рекомендует
приобрести:
Светлана Лаврова: Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах
Растительное колдовство. Практическое пособие
Энн Моура: Природная магия.
Часть 1. Народные традиции,
мудрость фей, магия трав
Олег Коровкин: Тайны растительного мира: От гигантов и карликов до эскулапов
и отравителей
Александр Аксенов:
Энциклопедия знахаря
Олард Диксон: Мистерии мухомора
Елена Мазова: Тайная сила комнатных растений.
Как вырастить счастье
Ирина Иванова: Магия комнатных растений
|
Вернуться к списку Растений
и мифов >>>
.
Фиалка
- (лат. Viola odorata, греч. Ionia) Маленькая бархатистая фиалка
прелестна, нежна и благоуханна, но в отличие от розы
этой коронованной Королевы цветов, привыкшей горделиво выставлять напоказ
свою величественную красоту, скромная фиалка предпочитает держаться в тени.
Неудивительно поэтому, что наша застенчивая героиня — признанный символ
скромности и красоты. Фиалка — эмблема скрытых достоинств, частично раскрывающихся
в том или ином цветовом оттенке: белый цветок добавляет к основной символике
невинность, красный — любовь и доброту, синий — верность и постоянство.
Но это еще не все. Красивая, добродетельная фиалка с античных времен олицетворяет
весну, пробуждение природы и...смерть. Как совместились столь несовместимые
значения? Ответ на этот вопрос могут дать только древнегреческие мифы.
О происхождении фиалки в мифологии сказано
более чем достаточно. По одной версии, прелестные цветы выросли из капель
крови обезумевшего и покончившего с собой прекрасного юноши Аттиса, по
другой — расцвели из благодарных слез Адама,
получившего через Архангела Гавриила
долгожданную весть о прощении самого первого в истории человечества греха.
Третий мотив предъявляет в качестве первопричины некую красавицу, находящую
спасение от преследования в перевоплощении. По греческому варианту, Зевс
превратил в фиалку одну из дочерей Атласа,
спасавшуюся от жгучих ласк солнечного бога Аполлона;
по представлениям балтийских славян, фиалкой, цветущей раз в сто лет, обернулась
прекрасная дочь низвергнутого христианством Чернобога. Эта чудесная фиалка
— символ идеального брака, ведь тем, кому посчастливится отыскать ее и
сорвать, предание сулит в жены самую красивую и самую богатую в мире женщину.
Корни парадоксальной
символики смерти и расцвета природы таятся в античном мифе о похищении
Персефоны
(Прозерпины). Юная Персефона беззаботно собирала цветы на лугу, когда на
нее вихрем налетела черная колесница мрачного Аида.
Похититель умчал перепуганную девушку в призрачное Царство Мертвых, а букетик
фиалок, собранных ею, остался лежать на земле как знак смерти Персефоны
и скорби ее матери, Деметры.
Эта скорбь была так велика, что земля совсем перестала плодоносить, и в
дело пришлось вмешаться самому Зевсу. Повелитель Олимпа приказал брату
ежегодно отпускать Персефону к матери, и Аиду пришлось подчиниться. Когда
воскресшая дочь выходила из подземного мира навстречу солнцу, мать-природа
радовалась и одевалась в зеленый весенний наряд, но первыми приветствовали
пленницу именно фиалки, расцветавшие при ее появлении. Вот почему для греков
фиалки знаменовали и смерть, и пробуждение жизни. Что же касается Аида,
то ему было чем утешиться: пусть мужа надолго лишали общества любимой жены,
зато зятя никто не заставлял принимать или навещать «любимую» тещу.
В религии античных народов символика смерти, навеянная
популярным мифом о Персефоне, обрела реальное воплощение в погребальном
культе: греки усыпали фиалками смертное ложе безвременно умерших невинных
девушек, а римляне убирали этими цветами могилы родных в день поминовения.
Жизнерадостные варвары не разделяли взглядов греков и римлян: для них фиалка
была радо-стной эмблемой весны, символом красоты, невинности и скромности
невест, поэтому прелестные цветы украшали наряд новобрачных и веселые весенние
празднества. Славяне верили в целительные свойства скромного цветка, в
его способность прогонять духов болезни. Даже практичные римляне использовали
фиалку как эффективное средство от похмелья — во время обильных возлияний
они пощипывали свои фиалковые венки, добавляя в вино цветочные лепестки.
В христианстве фиалка олицетворяла
главную добродетель верующего — смирение. «Кроткой фиалкой» отцы церкви
иногда именовали Деву Марию. Как символ смирения фиалка часто присутствует
в иконографии, в сценах, где Богородица изображена с Младенцем Христом
на руках.
В христианской иконографии отразился
и античный мотив смерти невинной девушки. Так, в сцене смерти святой девочки
Фины из ее ложа вырастают белые фиалки.
Особым значением наделена
в христианстве трехцветная фиалка — символ Святой Троицы. Болезненно разгоряченное
религиозное воображение усматривало в темном треугольном пятне в центре
фиалки «Всевидящее Божье Око», окруженное исходящим от него золотистым
сиянием, а в трех сторонах треугольника безошибочно угадывало три ипостаси
Бога.
В светской
эмблематике цветущая фиалка символизировала красоту в смирении. Более богатым
содержанием отли-чалась ренессансная эмблема фиалки, выросшей под сенью
кипариса, — аллегория скромного человека, творящего добро в безвестности,
предпочитающего не выставлять напоказ своих достоинств и благодеяний.
Скромный цветок избрали своей эмблемой Людовик XVI, Жозефина и Напо-леон;
император Вильгельм и актриса Сара Бернар; писатель И. Тургенев и поэт
Ф., Тютчев. Страстным поклонником фиа¬лок был великий Гете. Немецкие садовники,
прославляя.талант Гете, нарекли выведенные ими сорта фиалок именами персонажей
его бессмертного произведения: темные, почти черные цветы они назвали «Доктор
Фауст», кроваво-красные — «Мефистофель», а нежно-голубые — «Маргарита».
Впрочем, эмблемой поэтов фиалка сделалась еще в 1323 году на Цветочных
играх в Тулузе, когда победителей поэтического турнира стали награждать
позолоченной серебряной фиалкой.
Фиалка символизирует
застенчивость, поскольку растет в тени более высоких растений. На языке
цветов белая фиалка символизирует невинность, существует поверье, что она
растет на могилах девственниц; синяя фиалка обозначает любовь. В сонете,
посвященном синему цвету, Ките называет этот цветок королевой скрытности.
В христианском искусстве она символизирует смирение; святой Бернард называет
Деву Марию "фиалкой смирения".
Фиалка — маленький цветок с сильным запахом, который согласно народному
поверью "учит скромности", потому что при всей своей малости является излюбленным
символом весны. Если следовать греческому мифу, на лугу, с которого Гадес,
бог подземного мира, похитил Персефону, росли крокусы (шафран), розы, гиацинты,
фиалки. Римляне в день поминовения умерших украшали могилы этими цветами.
На званые обеды надевали фиалковые венки, так как эти цветы должны были
оказывать "прохлаждающее действие". Им приписывалась также способность
смягчать головную боль с похмелья. Старинное народное верование советует
первые три фиалки, найденные на опушке леса, проглатывать как средство,
предохраняющее от болезней. Хохберг (1675) сочинил поэтическую аллегорию:
"Мартовская фиалка затерялась в граве.
Но далеко разносится ее прелестный запах.
Благочестивость иногда лежит, спрятанная в углу,
И сохраняет до поры свою честь".
Голубой цвет цветов, с которым связывали верность и постоянство, делал
их ценным подарком
любви. В средние века появление первой фиалки было поводом для веселых
весенних праздников и танцев на открытом воздухе.
Вернуться к списку Растений
и мифов >>>
|
|
|