Содержание энциклопедии:
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифолог-е
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Мифологическая
галерея
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Энциклопедия
рекомендует
приобрести
Светлана Дубкова:
Прогулки по небу.
Легенды и мифы о созвездиях
Александр Асов: Звезды Древней Руси
Светлана Дубкова:
Волшебный мир звезд
Светлана Дубкова:
Чудесное семейство планет
Светлана Дубкова:
Книга о луне:
фамильные тайны Солнечной системы
Светлана Дубкова:
Солнце в интерьере галактики
Робин Керрод: Космос. Иллюстрированный путеводитель
Марк Гарлик:
Иллюстрированный атлас: Вселенная
Лев Шильник:
Удивительная космология
Серж Брюнье:
Большой атлас созвездий
|
Вернуться
к списку Созвездий и планет >>>
.
.
Созвездия Большая и Малая
Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба,
имеют множество различyых названий в легендах разных народов. Большую Медведицу
часто называют колесницей, повозкой или просто семью быками. Созвездие
Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе
(арабское Тхар Дубб аль Акбар — «зад Большого Медведя») связано со следующей
легендой. Прекрасная
Каллисто,
дочь царя
Ликаона, была в свите богини-охотницы
Артемиды.
Под видом этой богини Зевс
приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса;
ревнивая
Гера тут же превратила
Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь
в лесах, напал на след медведя.
Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс
не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес
обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но
Гера, придя в ярость, упро сила своего брата Посейдона
не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая
Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими
созвездиями.
Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:
Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.
Б
ольшая Медведица кульминирует в полночь в марте — мае, а Малая — в начале
июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса
мира и называется Полярной. Самые яркие звезды
обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти
на небе.
Существует
и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса,
который, пожирал своих детей, его супруга Рея
спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы
мальтеи,
две медведицы — Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на
небо. Иногда Мелиссу называют, Киносурой, что означает «хвост собаки».
И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом
изображении созвездий околополярной области, не бывает.
В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница,
Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой;
в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор
в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.
Долон эбурген
(«семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь
богов»), в мифологии монгольских народов созвездие
Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери.В
шаманских гимнах Долон эбурген — податель счастливой судьбы (ср.
дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере)
созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей
враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты
(в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец»
и в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение
Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом
«Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии
— Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой
ведьмы-шулмаса
на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой
за то, что победил чёрного пороза (быка),
боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого
верховного божества (солярная тема смены
дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой
версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант:
в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды),
который гонится за похитителем.
Гренландски эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую
историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет
предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих
длинной полярной ночью охотников за моржами.
Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень
гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими
эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок
в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным
острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и
кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих
эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда
в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым
издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не
отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок
и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие
только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора.
Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
Но вот
со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно,
не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться
в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета
и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить
семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы
давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав
ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда
у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.
Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке
не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и
чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не
имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и
обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к
главной эксимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и
попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не
откажет.
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной
грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо — и двух. Но, как водится
у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то
далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного
белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих
молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти
сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как
раз Эриулок подвернулся.
В общем, герой добрался до острова,
отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к
тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и
вправду хороший охотник.
Самое интересное, что морское божество, не надуло в последний момент
простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую
нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю
жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре
великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного
и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив
пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там
за что-то зацепился, да так и повис над головами
В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет,
"Бедро, живущее в великом Озере северного неба" (ср.представление о барке
Ра).
В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома
и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства
жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять
вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей
в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.
В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг,
сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь
частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж
(как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.
Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек,
превращённых разгневанным богом в семь звёзд.
У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.
В Древнем Двуречье это созвездие носило название "Грузовая Повозка" (аккад.
sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было
распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии,
у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - "колесница,
указывающая на юг"), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия
Большой Медведиц, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются
и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan - "колесница"; древнеримское
Septemtriones - "Семизвездие"; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen
- "повозка Вотана"; согдийское 'nxr-wzn - "круг Зодиака"; митаннийское
арийское uasanna - "круг на ипподроме"; древнеиндийское vahana - "животное,
на котором ездят боги" - и ratha - "колесница"; тохарское A kukal, B kokale
- "колесница"; немецкое Grosser Wagen - "Большой Воз".
В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток. Так же в
индии существует легенда о Полярной
звезде и Семи мудрецах (Большой медведице)
Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным
героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен»,
беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что
ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные
хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев,
Уши из цветов озерных, А глаза же - из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам
Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц
и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой
и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:
Первый раз он оттолкнулся
И исчез он с глаз на лыжах.
Во второй раз оттолкнулся
И уже не стал он слышен.
Третий раз он оттолкнулся -
И вскочил на спину лося.
Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать
о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать
на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика:
в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку,
да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки...
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время
охоты нельзя помышлять о брачных утехах - это отпугивает добычу. Кроме
того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать
для бытовых нужд.
Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся
в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался
в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.
Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских
народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в
воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой
Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели
в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном
обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождаетися
целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит
охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него,
как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он
из рода Адама и Евы:
извесны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны).
В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавица»
– стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше).
Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический
зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.
Весьма оригинально
название этих двух созвездий (Большой и малой медведицы) у народов,
населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное
небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность
Полярной
звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение
над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником
существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным
гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы
видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие
Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя».
Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы
в одно.
Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим
космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так
быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын
бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного
дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние
две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный
путь – это лыжня охотника,
Плеяде – женщины
из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор
поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно этот миф дублировался
у многих северных народов.
Вернуться к списку Созвездий
и планет >>>
|
|
|