Содержание энциклопедии:
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифологические
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Мифологическая
галерея
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Энциклопедия
рекомендует
приобрести
Андрей Гапченко: Животные в мифологии
Юрий Беляев: Чудовища древности
|
Вернуться к списку
животных >>>
.
Осел. Мифопоэтический
образ Осла распространён с глубокой
древности (в египетских изображениях Осла известен уже с 4-го тыс. до н.
э.). С одной стороны, Осел— священное животное, одна из ипостасей боже-ства,
объект культа и т. п., с другой — символ глупости, невежества, упрям-ства,
низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства,
похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже Осел рассматривается
как воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. п.; в буддизме
Осел— символ аскетизма, униженности; у древних евреев — мира и спасения).
В Древнем Египте Осел— одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего,
восходящего солнца), в то же время с образом Осел связан Сет. В Вавилоне
в образе Осла. представлялся бог Ниниб.
В древне-еврейской традиции Осел выступает как священное животное судей,
царей, пророков (ремень из кожи Осла использовался для наказания виновного
в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не
только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью
волю. Священный царь, сог-ласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий,
сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт,
чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к Ослу трактовалось
античными писателями как культовое почитание ,его и вызывало
осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые,
так же как и некоторые гностические секты, рассматривали Осел как священное
животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи — въезд
Иисуса
Христа на Осле в Иерусалим и бегство в Египет, в котором также
участвует Осел. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние
века продолжение в особом травестийном ритуале чествования
Осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли
животное, ритуально убивае-мое в середине зимы во время сатурналий; ср.
позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего
бога и мифологеме. отождествляющей жертвенное животное (в данном случае
Осел) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции,
отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет.
Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией
ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.;
в средние века Осел связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.
В древности Осел был, видимо, священным животным
и в ряде других традиций, например у фригийцев, и может быть, фракийцев.
Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского
силена Марсия с Аполлоном
(в другом варианте — Пана с
Аполлоном и присуждении победы Марсию (Пану) фригийским царём Мидасом.
которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в некоторых
традициях и мудрости), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения
Осла (одних из атрибутов Силена и
Приапа был Осел). В мусульманской традиции Осел— одно из животных неба.
Иногда Осел выступает как ездовое животное 6ожества. В ряде вариантов колеснице
Ашвинов запряжена ослом (РВ 34,9; 116,2; VIII 74,7) или несколько: ми ослами,
с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, про водившееся по случаю
свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7—9). В китайской традиции Осел— божественный
скакун Некогда было очень широко распространено представление о возможности
превращения человека в Осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья
(у армян был обычай жертвенного заклания Осла на могиле предка должника;
считалось, что душа покойного предка превратится в Осла, если долг не будет
выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл»
Апулея многочисленные сказки. В сказках Осел то является образцом мудрости
благоразумия, хитрости (Осел часто выходит победителем в конфликте другими),
даже предприимчивости (ср. сказки об умном, хитроумном сметливом,
говорящем Осле), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (Осел
своим рёвом привлекает внИмание хищников, которые его поедают, и т. п.).
Известны сказки о происхождении Осла (напр., у алтайских татар). Осел—
не менее частый персонаж и в литературных произведениях — баснях (у Эзопа,
Федра, Бидпая и т. д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио,
циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре»
участвует Осел. Бодуэн, выступающий как придворный проповедник. Образ Осла
широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике.
В средневековом искусстве в частности, в скульптуре) довольво часты и такие
композиции, как музицирующий Осел или ясли, около которых находится Осел,
кортеж животных, среди них особо отмечен Осел, и др. В народной медицине
на Осле «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помёт Осла и особенно волосы
из тёмного креста на спине Осла, кото-рый, по народным поверьям, появился
в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются
целительными.
Осел ¬
животное с крайне противоречивой и изрядно подмоченной репутацией. В Европе
серое длинноухое создание никоrда не пользовалось особым уважением, персонифицируя
такие отвратительные человеческие пороки, как глупость, лень, тупое упрямство
и похоть, зато на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Северной Америке маленький
скромный ослик ¬ символ трудолюбия, простоты, Heпpихотливости, терпения
и покорности.
В древнеrреческой мифолоrии осел ¬ средоточие глупой праздности, лени и
пo¬хоти. На ослах разъезжают боr вина Бахус и ero хмельная свита ¬ вечно
пьяные похотливые силены. В виде осла rpеки представляли себе Приапа ¬
древнее фаллическое божество производительных сил
природы. Ослиными ушами, этой кpaсноречивой эмблемой 2лупости, Аполлон
«наrрадил» фриrийскоrо царя Мидаса за Восточная эмблема ero полное
невежество в вопросах музыкальноrо искусства. Презрев кифару Аполлона,
Мидас отдал предпочтение флейте колченоrоrо Пана. Обиду светоносного боrа
нетрудно понять, особенно если принять во внимание, что от звуков, извлекаемых
Паном из ero дудки, даже овцы сходили с ума и rонялись по лесу за волками.
В древнееrипетских
мифах ослу дocталась наиболее зловещая роль. В стране пирамид и фараонов
это мирное животное превратилось в сущее исчадие ада. Осел, как символ
вселенскоrо зла, был aтрибутом злобноrо боrа пустынь, да и сам Сет часто
изображался в виде человека с rоловой осла. Сонмы демонов с ослиными rоловами,
враrи солнца и царской власти, наводняли мрачные rлубины еrипеткoro Нижнеrо
мира.
В библейских же мифах хороши как живые, так и мертвые ослы. Валаамова
ocлица, внезапно заrоворившая человечес¬ким rолосом, вразумила cBoero хозяина
и наставила ero на путь истинный. Ослиная челюсть послужила Самсону лучше
всякoro меча¬кладенца, ведь этим импровизированным оружием rерой уложил
не десяток и не сотню, а целую тысячу филистимлян! О том, сколь почетным
считалось у древних евреев сравнение с ослом, свидетельствует метафора
анrела Божье¬ro, предрекавшеrо великое будущее сыну Авраама, Измаилу: «Он
будет между людьми, как дикий осел» (Быт. 16: 12).
В иранской
традиции особый, Tpexноrий осел, олицетворение трех лунных фаз, даже окружен
ореолом святости.
В древнеперсидском трактате «Бундахишн» облик и характер этоrо rиrантскоro
фантастическоrо существа, символизирующеrо нравственную чистоту и оплот
против зла, раскрывается в следующих выражениях: «О тpexнoroм осле сказано,
что он стоит посреди океана и что число ero копыт ¬ три, И число ero rлаз
¬ шесть, и число ero пастей ¬ девять, и число ero ушей ¬ два, и число ero
poroB ¬ один. Шерсть у нero белая, пища ero духовная, и весь он праведный.
И два из ero шести rлаз находятся на обычном месте, rде должны быть rлаза,
и два на макушке и два на ero лбу; силою взrляда своих шести rлаз он побеждает
и уничтожает. Из девяти ero пастей три находятся на морде, и три на лбу,
и три на чреслах... Каждое копыто, ступив на землю, занимает столько места,
сколько надобно для тысячи овец, и под каждой шишкой ноrи может передвиrаться
тысяча всадников. Что ж до ушей, они способны накрыть Мазендаран. Por ero
на вид золотой и внутри полый, и от Hero отходит тысяча отростков. Poroм
сим он победит и paccеет все козни злодеев».
Мифический ослиный образ представляется на редкость противоречивым. Наш
символический осел ведет себя престранно: то он творит боrоуrодные дела,
а то вдруr начинает боrохульствовать, ляrать копытом и орать дурным roлосом.
Оценка осла всеrда субъективна. Mнoroe зависит и от Toro, кто ero оседлал:
ослица Мессии вкупе с молодым осленком символизируют смиренное миролюбие
Царя Царей, тоrда как исполинский осел, везущий на своей спине Даджжала,
олицетворяет грозную мощь мусульманcкoro Антихриста.
В истории белый осел, как символ иcключительности, служил верховым животным
для вождей, царей и пророков; что же касается людей низшеrо звания, то
они пользовались услуrами обыкновеннoro ceporo осла.
В литературе самое демократическое существо является верным спутником вeселых
и находчивых repoeв из простонародья: оруженосца Рыцаря печальноrо образа
Санчо Пансы; защитника угнетенных и обездоленных Ходжи Насреддина; жизнеpaдocтнoro
обжоры брата Горанфло и др.
Все они троrательно заботятся о своем ceром четвероноrом друrе, разrоваривают
с ним, расчесывают ему хвост. Ходжа Haсреддин даже пообещал шаху за 20
лет нaучить осла читать Коран. Узнав о том, что ставкой в заключенном пари
была rолова Ходжи, ero друзья пришли в ужас, но хитроумный rерой, весело
посмеиваясь над их страхом, успокоил встревоженных дехкан.
За двадцать то лет уж кто¬нибудь да помрет: или шах, или ишак, или он сам,
зато деньrи, полученные от шаха на обучение осла, можно потратить на добрые
дела ¬ помочь вдовам, сиротам и беднякам, попавшим в долrовую кабалу.
Санчо
Панса, в шутку назначенный ryбернатором острова, въехал во ввepeнный ему
rород верхом на любимом осле, вызвав тем самым rpaд насмешек в свой адрес.
Нисколько не смутившись, Санчо заявил собравшимся на площади rорожанам:
коrда ryбернатор сидит на осле ¬ это смешно, а вот коrда осла сажают в
ryбернаторы ¬ тут уже не до смеха. Мудрая шутка новoro начальника так понрави¬лась
ero подданным, что они сразу же прониклись к нему уважением.
В древних
релиrиях ослиный лик являет не только еrипетский Сет, но и «ocлобоr» Оноил
¬ один из семи властителей Вселенной в учении rностической секты офитов.
В христианстве осел оценивается положительно, символизируя терпение,
смирение и бедность, то есть именно те качества, какие и отличают истинно
Bepyющеrо.
В христианской
иконоrрафии осел, как эмблема смирения, принадлежит Христу, въезжающему
на нем в Иерусалим, и Деве Марии в сцене «Беrство в Еrипет». Вол и осел,
смиренно преклонившие колени перед колыбелью в сцене Рождества Христова,
символически изображают новообращенных; при этом первое животное олицетворяет
иудеев, а второе ¬ язычников, безоrоворочно признающих Христа сыном Божьим.
Осел, склонившийся перед потиром (церковной чашей), атрибут св. Антония
Падуанскоrо, обращавшеro язычников в веру Христову.
Противоречивая оценка осла заметна в аллеrорическом изобразительном искусстве,
rде он персонифицирует и грех, и добродетель: на осле едет дородная Лень,
но за Терпением следует осел, наrруженный мельничным жерновом.
В карикатурном жанре соперничать в популярности с ослом может только обезьяна.
Одна из древнейших карикатур, обнаруженных в Риме, изображает людей, поклоняющихся
распятому человеку с ocлиной rоловой, злая пародия на Христа и первых христиан.
В период Реформации в Европе появилось множество убийственных карикатур
на иерархов католической церкви. На одной из них папа римский представлен
в образе осла, восседающеrо на престоле св. Петра с дудками под мышкой.
Язвительная подпись rласит: «Папа умеет толковать Библию не лучше, чем
осел иrpает на дуде и понимает ноты».
В средневековой философии родилась яркая сатирическая аллеrория, чье
авторство приписывают французскому философу Ж. Буридану (XIV век). Однажды
этот ученый муж якобы провел науч¬ный эксперимент, поставив осла между
двумя равновеликими копнами сена. Бедное животное, измученное неразре¬шимым
внутренним противоречием, никак не моrло определить, с какой копны ему
начать, и в итоrе околело с rолоду. С тех пор «буридановым ослом»
и стали величать крайне нерешительного, колеблющегося человека.
В военном деле античных времен ослы применялись не только для тpaнспортировки
rрузов. На вооружении apмий rреции и Рима состояло rрозное мeтательное
орудие типа oнarpa (дикий осел). Оно представляло собой большую деревянную
раму с натянутым внутри кaнатом из нескольких пучков ухожилий. В
этот пучок вставлялся рычаr с пращой на конце. Отrянутый вниз рычаr с силой
выпрямлялся, И праща метала заложенный в нее камень. Дальность выстрела
oнarpa при массе камня 2 Kr составляла 300¬350 метров.
Царь Македонии Филипп Великий (355¬336 rI: до н.э.), ведя борьбу
за покорение полисов rреции, ввел в обращение еще одноrо символическоrо
осла. Хитрый завоеватель, уповавший не только на боевую мощь македонской
армии, однажды ехидно заметил, что в самой неприступной крепости всеrда
найдется калитка, через которую проникнет осел, наrpуженный золотом. Метафора
Филиппа о золотом осле прозрачно намекала на неотpaзимую силу подкупа и
продажность rpeческой аристократии.
Нашлось ослу место и в эмблематике новoro времени. Эмблему этоrо животноro,
воплощавшеrо в Америке скромность, трудолюбие и нетребовательность простoro
человека из народа, приняла в
XIX веке демократическая партия США.
Вернуться к списку животных
>>>
|
|
|