Содержание энциклопедии:
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифологические
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Мифологическая
галерея
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Энциклопедия
рекомендует
приобрести
Андрей Гапченко: Животные в мифологии
Юрий Беляев: Чудовища древности
|
Вернуться к списку
животных >>>
Леопард, барс,
пантера. Мифологический образ Леопард появляется уже в неолитических культурах
Чатал-Хю-юка (7—6-е тыс. до н. э.) и Хаджилара (8—7-е тыс. до н. э.) в
Малой Азии Леопард (обычно два Леопарда), где он выступает как знак женского
божества плодоро-дия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются
также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности
во время ритуального танца. Культовая значимость Леопарда прослеживается
в более поздних археологических памятниках Малой Азии (периода Трои II)
и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и
хеттских ритуалах 2-го тыс. до н. э., где Леопард выступает и как женский
символ плодородия (обращение к деревьям в архаическом хеттском обряде:
«Леопард спал с вами как наложница»), и как «животное богов», входившее
в священные царские зверинцы (начиная с древнейшей хеттской надписи Анитты);
Леопард и лев — два звериных (зооморфных) символа древнехеттского царя.
В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно Леопарду».
Типологически близкое использование Леопарда в качестве одного из четырёх
(наряду с носорогом, слоном и буйволом) священных животных, изображавшихся
во время обрядовых плясок, характерно для ряда африканских традиций. В
Бенине и других древних африканских государствах священных леопардов держали
под надзором особых должностных лиц при дворцах правителей, имевших титул
«леопард дома». В африканских мифологиях известны также и боги, представлявшиеся
в образе Леопарда (Торе у пигмеев бамбути и др.).
Мифологический образ Леопарда,
как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен
для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью. В армянском
мифе, переданном Мовсесом Хоренаци, рассказывается о трёх близнецах, рождённых
на священных животных — барсе, льве и драконе. Образ героя, одетого в леопардовую
или барсовую шкуру, известен в греческой (у Гомера Менелай и другие герои
на поле боя) и грузинской традициях (у Руставели, видимо, опиравшегося
в «Витязе в барсовой шкуре» на более ранние фольклорные прототипы). Вероятно,
фольклорный образ героя в шкуре Леопарда восходит к более архаической символике
членов тайного общества «людей-Леопардов», известны, в частности,
у ряда африканских народов (ср. использование шкуры Леопард как символа
жреца в Древнем Египте), связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями.
Символ Леопарда или барса как священного животного использовался также
в хападноевропейском средневековом эпосе и литературе (явление Леопарда
в пророческом сне героя «Песни о Роланде», видение барса, льва и волчицы
в первой песне "Ада" Данте и др.)..
Вернуться к списку животных
>>>
|
|
|