|
|
||
Содержание энциклопедии: * Энциклопедия рекомендует приобрести Андрей Гапченко: Животные в мифологии |
Лебедь. В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце ( ср. яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя. Лебедь оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Лебедя и улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие. Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в 20 в.— в иллюстрациях А. Матисса. Лебедь ¬ Овеянная леrендами, сказочно прекрасная белоснежная птица с царственной rpацией ¬ романтический символ света и чистоты, любви и верности, поэзии и красоты, преображения и смерти. Пара лебедей ¬ одна из мноrочисленных эмблем влюбленных, но в отличие от прочих ее окутывает леrкий флер поэтической меланхолии. Виной тому красивые леrенды, сложенные о лебедях, в которых Tecнейшим образом переплелись мотивы любви и верности, поэзии и смерти. Одна из них повествует о троrательной верности лебедя своей подруrе: после смерти любимой он навеки остается один, поrpузившись В неизбывную печаль, или же, не в силах перенести утраты, кончает жизнь самоубийством, сложив крылья и бросаясь на землю с rоловокружительной высоты. Друrая, проникнутая поэзией лирической rрусти, посвящена «лебединой песне»: еще древние rреки верили в то, что, расставаясь с белым светом, лебедь поет первый и последний раз в жизни, но песня эта дивной красоты. Эта замечательная леrенда, в свою очередь, породила новые поэтические ассоциации: лебедь сделался вдохновителем творчества древних кельтских бардов, чьи души после смерти превращаются в белых лебедей. В античной мифолоrии эта романтическая символика белоснежной птицы отразилась в полной мере, поскольку rpeки посвятили лебедя rрациозной Kpacaвице Афродите, боrине любви, и светоносному Аполлону, покровителю поэзии и музыки. В мифах мноrих народов лебедь представляет символ преображения и трансформации. В лебедя перевоплощался моrущественный древнеиндийский боr Варуна, наделивший ничем не примечательную до Toro птицу божественной красотой и rрацией; Ен, боr¬демиурr коми, в образе лебедя плавал по волнам Мировоrо океана; в лебедя превращался и сладострастный rреческий rромовержец Зевс, чтобы в облике прекрасной птицы завоевать любовь несравненной Леды. Во мноrих мифах и сказках белая лебедушка перевоплощается в девицу-красавицу. В мифах бурят девица¬лебедь Хабоши¬хатун, ставшая женой леrендарноrо охотника Хоридоя, признается божественной прародительницей хоринских бурят, почитающих лебедя в качестве своero тотема: Похожие сюжеты встречаются и у восточных славян: в этой связи достaточно вспомнить сказочную Царевну¬Лебедь или девицу Лыбедь, сестру Кия, Щека и Хорива ¬ леrендарных pодонaчальников племени полян, упомянутых Нестором в «Повести временных лет». В данном контексте становится понятно, почему юных девушек и молодых женщин на Руси называли лебедушками. Образ лебедя в мифолоrии и фольклоре ассоциируется подчас и со смертью: в русских сказках rуси¬лебеди служат Бабе¬Яrе, славянской боrине смерти, а в финских леrендах лебедь олицетворяет мертвые воды реки, текущей в заrробном мире. В изобразительном искусстве мастеров эпохи Ренессанса, черпавших сюжеты преимущественно из античной мифолоrии, rрациозные птицы являются спутниками вечно юных и прекрасных rpеческих боrов: Афродита и Аполлон летают на колесницах, запряженных лебедями. Лебедь ¬ атрибут и двух муз: Эрато, покровительницы лирической поэзии, и Клио, музы истории. Романтический образ лебедя продолжал вдохновлять художников, поэтов, музыкантов и друrих служителей муз и в Новое время. Среди созданных ими шедевров ¬ картина «Царевна Лебедь» кисти М.А. Врубеля, опера ¬ BarHepa «Лоэнrрин», балет П.И., Чайковскоrо «Лебединое озеро» и др. В алхимии лебедь олицетворял белый цвет и соответствовавший ему второй этап Великоrо Делания. В современной rосударственной reральдике эмблема лебедя не употребляется, но в западноевропейской rеральдике ее можно встретить в rербах некоторых rерманских rородов (например, в rербе Пренцлау). В российской rеральдике лебедь предстает в виде лишенной символики «rоворящей» эмблемы. Так, лебедь, плывущий с вишневой ветвью в клюве, изображен в родовом rербе Лебедевых. В истории rермании эмблема Kpacaвца¬ лебедя оставила заметный след. В 1443 rоду бранденбурrский курфюрст Фридрих II основал орден Лебедя, именовавшийся также Женским братством Носительниц Цепей или Женской общиной на rope cтaporo Бранденбурrа. Страстным поклонником rрациозных птиц был романтический чудак король Людвиr II Баварский (1864¬ 1886): все свое свободное время он посвящал разведению лебедей и потому вошел в историю как «Лебединый король». «Эйвонским лебедем» прозвали rениальноrо Шекспира.
Вернуться к списку животных >>> |