Животные в мифологии
Лебедь


Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Мифологическая галерея
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести

    Андрей Гапченко: Животные в мифологии

    Юрий Беляев: Чудовища древности

    Вернуться к списку животных >>>

              Лебедь. В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце ( ср. яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя. Лебедь оставляет на берегу одежду из перьев,   обладающую   магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Лебедя и улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие. 

    Лебеди
    В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Лебедю Сюжет брака человека с животным (птицей) распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающихся в Лебедя, например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове (с.р., напр., «лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч.«лебедь»)], у ряда персонажей греческой мифологии Лебедь связан и с солнцем так, в «Тайттирия-брахмане» (III 10, 9, 11) некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Лебедя, летит на небо и соединяется солнцем. Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик («лебединая песня», ср. античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила — Аgam. 1445 и Цицерона — De  оrаtоrе, 3, 2, 6 и др.) и мертвый, низвергается в воду. образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и  сказке белого и чёрного Лебедя жизнь — смерть, добро — зло). Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как  актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде — Лебедь и ворон (ср. игру в ворона преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных Лебедей), Лебедя и совы, Лебедя ласточки. Образ Лебедя используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути. Иногда Лебедь выступает в качестве тотема. Якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей -Лебедем небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Л. В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебедь, сопровождающие - Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Мифологические значения Лебедя клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь под лавровым деревом; Лебедь, поющий при веянии ветерка; Лебедь, поющий на гробнице; два Лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь, падающий в воду, и молния; Лебедь на водах; Лебедь и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.). Ср. также широкое использование образа Лебедя в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (ср. тему царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Лебедь как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера). 
           Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в 20 в.— в иллюстрациях А. Матисса.

                  Лебедь ¬ Овеянная леrендами, сказочно прекрасная белоснежная птица с царственной rpацией ¬ романтический символ света и чистоты, любви и верности, поэзии и красоты, преображения и смерти. Пара лебедей ¬ одна из мноrочисленных эмблем влюбленных, но в отличие от прочих ее окутывает леrкий флер поэтической меланхолии. Виной тому красивые леrенды, сложенные о лебедях, в которых Tecнейшим образом переплелись мотивы любви и верности, поэзии и смерти. Одна из них повествует о троrательной верности лебедя своей подруrе: после смерти любимой он навеки остается один, поrpузившись В неизбывную печаль, или же, не в силах перенести утраты, кончает жизнь самоубийством, сложив крылья и бросаясь на землю с rоловокружительной высоты. Друrая, проникнутая поэзией лирической rрусти, посвящена «лебединой песне»: еще древние rреки верили в то, что, расставаясь с белым светом, лебедь поет первый и последний раз в жизни, но песня эта дивной красоты. Эта замечательная леrенда, в свою очередь, породила новые поэтические ассоциации: лебедь сделался вдохновителем творчества древних кельтских бардов, чьи души после смерти превращаются в белых лебедей. 
             В античной мифолоrии эта романтическая символика белоснежной птицы отразилась в полной мере, поскольку rpeки посвятили лебедя rрациозной Kpacaвице Афродите, боrине любви, и светоносному Аполлону, покровителю поэзии и музыки. 
            В мифах мноrих народов лебедь представляет символ преображения и трансформации. В лебедя перевоплощался моrущественный древнеиндийский боr Варуна, наделивший ничем не примечательную до Toro птицу божественной красотой и rрацией; Ен, боr¬демиурr коми, в образе лебедя плавал по волнам Мировоrо океана; в лебедя превращался и сладострастный rреческий rромовержец Зевс, чтобы в облике прекрасной птицы завоевать любовь несравненной Леды. 
              Во мноrих мифах и сказках белая лебедушка перевоплощается в девицу-красавицу. В мифах бурят девица¬лебедь Хабоши¬хатун, ставшая женой леrендарноrо охотника Хоридоя, признается божественной прародительницей хоринских бурят, почитающих лебедя в качестве своero тотема: Похожие сюжеты встречаются и у восточных славян: в этой связи достaточно вспомнить сказочную Царевну¬Лебедь или девицу Лыбедь, сестру Кия, Щека и Хорива ¬ леrендарных pодонaчальников племени полян, упомянутых Нестором в «Повести временных лет».  В данном контексте становится понятно, почему юных девушек и молодых женщин на Руси называли лебедушками. 
             Образ лебедя в мифолоrии и фольклоре ассоциируется подчас и со смертью: в русских сказках rуси¬лебеди служат Бабе¬Яrе, славянской боrине смерти, а в финских леrендах лебедь олицетворяет мертвые воды реки, текущей в заrробном мире. 
              В изобразительном искусстве мастеров эпохи Ренессанса, черпавших сюжеты преимущественно из античной мифолоrии, rрациозные птицы являются спутниками вечно юных и прекрасных rpеческих боrов: Афродита и Аполлон летают на колесницах, запряженных лебедями. Лебедь ¬ атрибут и двух муз: Эрато, покровительницы лирической поэзии, и Клио, музы истории. 
               Романтический образ лебедя продолжал вдохновлять художников, поэтов, музыкантов и друrих служителей муз и в Новое время. Среди созданных ими шедевров ¬ картина «Царевна Лебедь» кисти М.А. Врубеля, опера ¬ BarHepa «Лоэнrрин», балет П.И., Чайковскоrо «Лебединое озеро» и др. 
               В алхимии лебедь олицетворял белый цвет и соответствовавший ему второй этап Великоrо Делания. 
               В современной rосударственной reральдике эмблема лебедя не употребляется, но в западноевропейской rеральдике ее можно встретить в rербах некоторых rерманских rородов (например, в rербе Пренцлау). 
               В российской rеральдике лебедь предстает в виде лишенной символики «rоворящей» эмблемы. Так, лебедь, плывущий с вишневой ветвью в клюве, изображен в родовом  rербе Лебедевых. 
              В истории rермании эмблема Kpacaвца¬ лебедя оставила заметный след. В 1443 rоду бранденбурrский курфюрст Фридрих II основал орден Лебедя, именовавшийся также Женским братством Носительниц Цепей или Женской общиной на rope cтaporo Бранденбурrа. 
                Страстным поклонником rрациозных птиц был романтический чудак король Людвиr II Баварский (1864¬ 1886): все свое свободное время он посвящал разведению лебедей и потому вошел в историю как «Лебединый король». «Эйвонским лебедем» прозвали rениальноrо Шекспира. 



    Вернуться к списку животных >>>
    TopList


    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info