 
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны
Богов
Мифологические
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои мифов
и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Библиотека
Галерея
сайта
Дополнительные
статьи
см.
|
Михаил; в иудаистической, христианской, а также
мусульманской (см.
Микал) мифологиях великий
архангел.
Народная этимология даёт осмысление имени Михаила как «кто, как бог?».
Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете
Михаил выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий
за сынов народа»; Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя»
(т. е. ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг»,
предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве
против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе
(12, 7), где сражается с драконом
(дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого
мифа (см. Змей). В апокрифической
эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем
(в более поздней традиции - с сатаной); вражда между ними началась с того
момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья Михаила,
чтобы увлечь его в преисподнюю,
однако Михаил был спасён богом. Агадическая традиция приписывает Михаилу
роль защитника: он спасает Авраама (а также
трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого
Содома,
спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка,
является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта
и др. Помимо миссии воинственного заступничества Михаил выступает в роли
ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом
предстояния», стоящим вместе с Гавриилом
перед троном божьим (кн. Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум
Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ
Михаила сливается с Метатроном, а в функции
вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.)
- с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом,
заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом - хранителем таинственных
письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса
и земля (ср. кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция
учителя. Михаил посвятил в чудеса мироздания Адама
и Сифа («Апокалипсис Моисея»
3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был
учителем Моисея, которому на горе Синай передал
скрижали Закона. Здесь проясняется функция Михаила. как посредника между
богом и людьми. Михаил выступает также в роли психопомпа - проводника душ,
которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая
им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход
праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). Михаилу
было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19),
он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд.
9 и др.). В христианской традиции он несёт в облаках тело усопшей
богоматери. В православной традиции Михаил играет гармонирующую с исконной
ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству
и ремёслам (ср. иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых
держит архангел Михаил, клейма на иконах «Собора архангела Михаила»). Образ
Михаила широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался
покровителем князей и ратной славы).
|
|
|