|
|
||
Дополнительные статьи см. |
Медея, в греческой мифологии волшебница, дочь царя КолхидыЭэта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки (Hes. Theog. 956 след.; Apollod. I 9, 23) (вариант: мать Медеи - покровительница волшебниц Геката, сестра Медеи - Кирка, Diod. IV 45-46). Миф о Медее связан с мифом об аргонавтах. Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, покровительствовавшие им боги внушили Медее страстную любовь к Ясону. За обещание жениться на ней Медея помогла Ясону преодолеть испытания, которым его подверг Ээт. Усыпив волшебным зельем сторожившего золотое
руно дракона, Медея помогла Ясону овладеть сокровищем. Более древний
вариант: Ясон убил дракона. Вместе
с Ясоном Медея бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего беглецов
Ээта, Медея убила бежавшего с ней своего малолетнего брата Апсирта,
а затем разбросала куски его тела по морю, понимая, что поражённый горем
отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения
(Apollod. I 9, 24); вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил
колхов, гнавшихся за аргонавтами. Медея заманила брата в ловушку, и Ясон
убил его. Когда Медея и аргонавты достигли острова феаков, посланные Ээтом
колхи потребовали выдачи Медеи. Царь феаков
Алкиной ответил, что выдаст беглянку, если
она ещё не стала женой Ясона. Предупреждённые супругой Алкиноя Аретой,
Медея и Ясон поспешили сочетаться браком. Когда аргонавты с руном вернулись
в Иолк, Медея помогла Ясону отомстить узурпатору Пелию,
убившему его отца и брата. Медея погубила Пелия, убедив его дочерей, что
дряхлого отца можно омолодить. Для этого тело Пелия надо разрубить на части,
сварить их в котле, а потом Медея с помощью волшебных снадобий вернёт ему
молодость. Чтобы убедить дочерей, она разрубила барана, сварила его в котле,
а затем превратила в ягнёнка; когда дочери Пелия согласились разрубить
отца, Медея воскрешать его не стала. После этого Медея и Ясон были изгнаны
из Иолка и поселились в Коринфе, где Медея родила Ясону двух сыновей Мермера
и Ферета. Когда Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта
Главке
(вариант: Креусе), Медея, проклиная неблагодарного мужа,
решила отомстить ему. Она послала сопернице пропитанный ядом пеплос (одеяние),
надев который Главка сгорела заживо вместе с отцом, пытавшимся спасти дочь.
Убив своих детей, Медея улетела на колеснице, запряжённой крылатыми конями
(вариант - драконами). По другому варианту мифа, Медея оставила детей молящимися
у алтаря Геры, и коринфяне,
мстя за Главку, убили их. Бежав из Коринфа, Медея поселилась в Афинах и
стала женой Эгея, родив ему сына Меда (Apollod.
I 9, 28). Когда в Афины возвратился неузнанный отцом наследник Эгея Тесей,
Медея, боясь, что он, а не Мед унаследует власть отца, убедила мужа попытаться
погубить пришельца. Но Эгей узнал сына, раскрыл коварство Медеи и изгнал
её из Афин. После этого Медея и её сын Мед возвратились в Колхиду,
где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом.
Мед убил Перса и воцарился в Колхиде, впоследствии завоевав значительную
часть Азии [вариант: Мед погиб в походе против индов, а Медея сама убила
Перса и вернула власть отцу (Apollod. I 9, 28)]. В
дальнейшем Медея была перенесена на острова блаженных, где стала женой
Ахилла(Apoll.
Rhod. IV 811 след.; Apollod. epit. V 5). Такие черты образа Медеи,
как способность оживлять мёртвых, летать по небу и пр., позволяют предполагать,
что первоначально Медея почиталась как богиня. Возможно, в образе Медеи
слились черты почитавшейся в Колхиде солнечной богини, могущественной колдуньи
фессалийских сказок (Иолк находился в Фессалии) и героини коринфского эпоса,
в котором М. и её отец считались выходцами из Коринфа.
В античном изобразительном искусстве (в вазописи, на рельефах саркофагов, фресках) нашли отражение сцены: Медея помогает Ясону добыть золотое руно, смерть Пелия, убийство детей. Европейское искусство обращается к мифу с 14 в. сначала в книжных иллюстрациях, затем в живописи (сюжеты: «Медея убивает своих детей» - у П. Веронезе, Н. Пуссена, К. Ванлоо, Э. Делакруа; «Медея омолаживает Пелия» - у Гверчино и др.). |