Астральные мифы

Луна


Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифолог-е и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Мифологическая галерея
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта




  • Дополнительные статьи
    *
    см. список Лунарных божеств

    Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)




    Энциклопедия рекомендует
    приобрести

    Светлана Дубкова: 
    Прогулки по небу. 
    Легенды и мифы о созвездиях 

    Александр Асов: Звезды Древней Руси

    Светлана Дубкова: 
    Волшебный мир звезд

    Светлана Дубкова: 
    Чудесное семейство планет

    Светлана Дубкова: 
    Книга о луне: 
    фамильные тайны Солнечной системы

    Светлана Дубкова:
    Солнце в интерьере галактики

    Робин Керрод: Космос. Иллюстрированный путеводитель

    Марк Гарлик: 
    Иллюстрированный атлас: Вселенная

    Лев Шильник: 
    Удивительная космология

    Серж Брюнье: 
    Большой атлас созвездий


    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>

    .
    .
                   Луна  — в символике наряду с Солнцем важнейшее из небесных тел; по большей части толкуется как "женское", в первую очередь благодаря своему (в древнекитайском смысле "инь") значению небесного тела, пассивно принимающего свет, а также благодаря совпадению лунного месяца с женскими месячными. 
    Луна
                Луна - единственный естественный спутник Земли. Она образовалась из обломков, которые выбросило в космос при падении на нашу планету другого небесного тела. Метеориты оставили на ее поверхности бесчисленные кратеры. От самых молодых кратеров как бы расходятся лучи — светлые полосы грунта, разлетевшегося во все стороны при ударе.
    Более темная лава (расплавленная порода), прорываясь из недр Луны, постепенно заполняла углубления. В старину астрономы думали, что эти ровные участки — дно высохших водоемов, поэтому и назвали их морями. В 1959 г. один из первых советских искусственных спутников сфотографировал «обратную» сторону Луны, не видимую с Земли. Оказалось, что почти все моря сосредоточены на обращенной к нам поверхности.
                Лунное притяжение в шесть раз слабее земного. Этого недостаточно, чтобы удерживать атмосферу, поэтому небо на Луне всегда черное, даже днем. Отсутствие атмосферы приводит также к резким перепадам температуры: освещенные солнцем участки разогреваются до 117°С, а попавшие в тень остывают до - 153°С.

    Происхождение названия - в римской мифологии Луна (Luna) богиня ночного света. Культ Луны был вытеснен культомДианы - которая считалась воплощением ночного светила. 

    РАССТОЯНИЕ ОТ ЗЕМЛИ - 384401 км
    ДИАМЕТР - 3476 км
    МАССА - 1,2% МАССЫ ЗЕМЛИ
    АТМОСФЕРА - ОТСУТСТВУЕТ
    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СУТОК (ЧИСЛО ЗЕМНЫХ СУТОК)
    И ЗВЕЗДНЫЕ (ПЕРИОД ВРАЩЕНИЯ), и СОЛНЕЧНЫЕ: 29,5



               Возникновение и исчезновение Луны, равно как и постоянное периодическое появление ее нового облика, является убедительным символом "умирания и рождения". В Луне редко усматривают мужское начало, как это имеет место в немецком словоупотреблении (der Mond), гораздо чаще ее интерпретируют как начало женское (лат. Луна, греч. Селена или Артемида, восточноазиатское Куан-инь, Кан-нон; майя Иксчел). В алхимическом образном мире Луна представляет серебро, одновременно "королеву" ("царицу"), которая вступает в брак с "королем" ("царем") и становится андрогином. Старое народное поверье свидетельствует о влиянии на земные процессы со стороны лунных фаз, которые вызывают не только отливы и приливы, но также подъем и падение сокового потока в расте¬ниях; при стрижке и кровопускании тоже должны были руководствоваться лунными фазами. Лунные травы (растения, расцветающие ночью) назначались при женских болезнях. В христианской иконографии Дева и Богоматерь Мария часто сравниваются с Луной или изображаются стоящими или восседающими на лунном серпе. В австрийском регионе этот сюжет охотно связывают с победой над турками (чей походный знак был полумесяц), но скорее он восходит к Откровению Иоанна Богослова (12:1:"...жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна" — символ победы над враждебными силами). Часто также лунным символом называют двойной топор с двумя лунообразно изогнутыми лезвиями, и потому его приписывают в качестве оружия легендарным женским воинствам античности, амазонкам, как и серповидный лук. И богиню мрака Гекату Триодитис (Трехликая) связывают с бросающимися в глаза фазами Луны (молодая Луна, или новолуние, полнолуние, темная Луна, или Луна на ущербе) и тремя жизненными фазами женщины (девичество, материнство, старость), подобно тому как в современной женской литературе большое внимание уделяется "лунной стороне" человека (см. Дуалистическая система, Верх/низ, Веретено). 
    Греческая богиня Селена
    В сказаниях евреев (Е. бин Горион) содержится впечатляющий символический миф, основывающийся на дуалистической системе Солнце/Луна и предназначенный для объяснения того факта, что Луна как одно из двух "светил" излучает более слабый свет. Творец объясняет Луне, что есть две сферы, посюсторонний мир и потусторонний мир, и что существование двух источников света указывает на эту полярность. Луна, так как ей предписана большая сфера потустороннего мира, недовольна тем, что она не превосходит Солнце своим блеском. "Тогда сказал Господь: Мне очевидно и ясно — ты думаешь, я сделаю тебя большой, а Солнце уменьшу. Но так как от¬носительно Солнца у тебя был дурной замысел, ты должна стать меньше, чем оно, и твой свет будет в шестьдесят раз слабее, чем его. Тогда сказала Луна Господу: О, Властитель мира! Это было одно только единственное слово, которое я сказала, и за это я должна быть так тяжко наказана? Тогда сказал Господь: Когда-нибудь (т. е., вероятно, после Страшного суда) ты будешь снова большой, как Солнце, и свет Луны будет таким же, как свет Солнца". Однако предзнаменование последнего суда (см. Конец света) предполагает потемнение Луны (Иоил 3:15). То, что Луна ассоциировалась не только с потусторонне-ночной частью мира, но не менее часто (в Израиле) и с женственностью, вытекает из временного совпадения менструального цикла с лунной периодичностью, а также из ее связи с понятийным полем "плодородия". Женщины и домашние животные (Верблюды) носили на шее как украшение маленькие луны. Греческий апологет Феофил Антиохийский (2 в.) тоже рассматривал Солнце и Луну как дуалистические символы, как "носителей и образы великой мистерии. А именно: Солнце есть образ Бога, Луна — образ человека" (который получает от Солнца свет). В аналогичном символическом смысле Ориген (185—254) истолковывал принимающую свет Луну как образ церкви, которая затем передает святость всем верующим. Естественно символическое отождествление постоянно вновь наблюдаемого "возрождения" Луны с воскресением. В Древнем Перу почитание Луны было подчинено господствующему почитанию Солнца. Инка Гарсиласо де ла Вега (1539—1616) называет Луну "женой Солнца" и пишет, что храмовое помещение было облицовано серебряными пластинами, "чтобы по белому цвету узнавали, что это покои Луны. Так же как и рядом с Солнцем, здесь находился портрет, изображающий женский лик на большом слитке серебра. В эти покои вступали, чтобы посетить Луну и вверить себя ее защите, ибо ее считали сестрой и женой Солнца, а также матерью инков и всего их рода; и потому они называли ее Мамаквилла, что означает "мать Луна". Ей не делали жертвоприношений, как Солнцу. По обе стороны изображения Луны стояли фигуры умерших цариц, расположенные в соответствии с престолонаследием и возрастом..." В астрологии этот спутник Земли все еще, как в геоцентрической системе античности, считается "планетой", а именно вместе с Солнцем одним из двух "главных светил". Она — ближайшее к Земле небесное тело и всегда показывает Земле одно и то же "лицо", что дало повод ко многим сказаниям. Из-за смены своих фаз она в астрологии считается также "непостоянной, с мимолетным действием", но все же "благодетельницей", которая как "женская планета" оказывает влияние на характер, женский род, матерей и народные танцы. Свое возвышение она находит в знаке зодиака Тельце (из-за того, что бычьи рога напоминают рога лунного серпа, или из-за мифических связей между лунными богинями и мужским партнером в образе быка!). Более новая астрология приписывает Луне способность управлять у женщины внешним обликом, у мужчины — глубинной личностью (анима). В античности говорили о luna mendax, лживой Луне, в частности, потому, что смена фаз обнаруживает сходство с буквой С (crescere, расти) и D (decrescere, уменьшаться), что, однако, противоположно тому, как происходит смена облика в соответствии с формой серпа. На основе символического подчинения в качестве "лунных камней" описываются жемчужины, опал, селенит и украшения из перламутра, в качестве соответствующего металла — серебро. Иконографически Луна по большей части изображается в виде лунного серпа, преимущественно с профилем, глядящим влево. Лунные серпы представлены в государственных гербах многих исламских стран. Геральдические лунные образы Бёклер (1688) объяснял указанием на то, что сто членов совета Ромула носили на своих башмаках полумесяц в форме С, "чтобы дать понять, что они все, что находится под Луной, попирают ногами как бренное и суетное или еще что благодаря этому их должны как членов совета отличать от других. Те знатные персоны, что вводят в свой герб Луну, которая означает возвышение, вероятно, изъяли ее перед эпохой турок".
           По поводу затмений Луны очець стройная-версия имелась у индейцев-ацтеков, и её может прочитать любой желающий на огромном базальтовом блоке, теперь хранящимся в археологическом музее города Мехико. Главный небесный персонаж — белая облачная змея Мишикоатль—..живет среди звёзд. Это настоящее пернатое божество с видом весьма гордым и пышными перьями, украшающими его как по всей длине равномерно, так и в особо представительных местах— на голове, спине и на лапах. Основные земные дела змея давно закончила, поучаствовав и в сотворении людей, и в борьбе сил света с армией тьмы, и во многих других мероприятиях, и теперь в основном бездельничала, пребывая в бесконечно затянувшемся стопоре, вытянувшись во всю длину где-то там, среди звёзд.
    Лунные фазы
               Но изредка на облачную змею нападал стих. Отчего такое случалось, в том путались и сами ацтеки, невнятно что-то толкуя о несовершенстве человеческой природы и всяческих за это карах и наказаниях. Но так или иначе, а в один не особенно прекрасный день, а точнее в ночь змеевидное божество вдруг просыпалось и начинало бить хвостом и извиваться кольцами. И это через всё небо! При этом жуткий мерцающий взгляд змеи медленно и методично обозревал окрестный космос до тех пор, пока не упирался в повисшую над землёй красавицу — Луну. Тут действия небесного пресмыкающегося сразу преобретают целенаправленный характер и в абсолютной тишине со сноровкой истинного удава Мишикоатль начинает приближаться к ничего не подозревающей Луне. Вот открывается чудовищная пасть, вот блещут во мраке страшные зубы, и вот уже бедняжка-Луна начинает исчезать в жуткой утробе небесного божества. А внизу в это время переполох и паника. Рядовые ацтеки штурмуют храмы, рыдают и разрывают одежды. Дело в том, что и Луна — весьма важное божество, потеря которого грозит стране мором и разорением, поэтому поведение облачной змеи вызывает бурный протест и требование к жреца,м немедленно принять меры.
    Жрецы единственные сохраняют полную невозмутимость и, дождавшись, когда Луна будет проглочена совсем, заявляют, что сделать ничего нельзя, поскольку ацтеки сами виноваты и пусть сами теперь Луну и выручают. Однако, поломавшись немного, меры-таки принимают, Мишикоатль одумывается и совершает процесс в обратной последовательности. Луна, как ни в чём ни бывало, снова изливает на простирающийся под ней мир свой тихий серебристый свет, жрецы срывают аплодисменты, а белая облачная змея, получив отступное, снова заваливается среди звёзд в свою бесконечно долгую дремоту.
          Теперь обратимся к астрономическому варианту той же истории. Затмение Луны напоминает затмение Солнца, но только наоборот. Теперь уже между Луной, хорошо освещенной солнечными лучами, и самим Солнцем вклинивается Земля, закрывая собой от Луны светило. И мрачная земная тень, подобно густому покрывалу, и на глазах у изумленных наблюдателей наползает на серебряный диск до тех пор, пока не скрывает его полносьтю. К счастью, планеты продолжают двигаться, их взаимное расположение вскоре меняется и затмение заканчивается, вызывая громкий вздох облегчения. Случаются затмения крайне редко, так что большая часть людей успевает о них просто забыть и только жрецы и астрономы, имея под рукой записи за несколько веков, всегда заранее знали о предстоящем событии.

         Большим разнообразием отличаются легенды, в которых объясняется происхождение пятен на луне. Чаще других встречается мотив встречи влюбленного луны-мужчины со своей избранницей, которая, чтобы узнать, кто ее возлюбленный, мажет ему лицо сажей. В других случаях в пятнах видят силуэт живущего на луне существа, или сама луна представляется мужчиной с необыкновенно тонкой кожей, сквозь которую просвечивают внутренности. Движение солнца и луны по небу рассматривается как продолжение их земного пути или как преследование одним светилом другого.
    Затмения объясняются нападением на светило небесного чудовища, чаще всего ягуара, либо противоборством солнца и луны, в ходе которого победу одерживает то одна, то другая сторона.

        Австралийские аборигены представляли луну мужчиной, первоначально принадлежавшему к тотему опоссума. Регулярно поднимается он на небо, идет на запад, а затем спускается по дереву на землю. Поедая опоссумов, мужчина увеличивается в размерах (тогда наступает полнолуние) и, чувствуя себя утомленным, принимает вид серого кенгуру. В таком обличье его убивают юноши, один из которых сохраняет кость кенгуру, а из нее в скором времени вырастает месяц (новолуние).



    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>
    TopList


    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info
    Hosted by uCoz