|
|
||
Содержание энциклопедии * Энциклопедия рекомендует приобрести: Светлана Лаврова: Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах
Растительное колдовство. Практическое пособие
Энн Моура: Природная магия.
Олег Коровкин: Тайны растительного мира: От гигантов и карликов до эскулапов
и отравителей
Александр Аксенов:
Олард Диксон: Мистерии мухомора
Елена Мазова: Тайная сила комнатных растений.
|
Вернуться к списку Растений и мифов >>> .
Дуб обыкновенный (дуб черешчатый) Quercus robur L. (Q pedunculata
Ehrh.)
В языческие времена карпатские славяне были убеждены, что дубы существовали со времен сотворения мира. Плиний Старший тоже верил в это. Он писал: «...Дубы... не тронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей почти бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира». При раскопке трипольских поселений пятитысячелетней давности под развалинами печи в обломках глины нашли отпечатки желудей. По-видимому, люди в это время уже знали, как выпекать из желудей хлеб. На Руси дуб выступал в роли охранителя: из дубов создавали засеки – раскинутые на сотни верст цепи поваленных деревьев. Засеки становились труднопреодолимой преградой на пути движения батыевой конницы, а спустя столетия – танковых немецких дивизий. Издавна известны были и целительные свойства дуба – особенно настоек из дубовых листьев, а также несравненная польза дубовых банных веников. Могучий лесной великан, кряжистый вековой дуб служит символом мощи, крепости, мудрости, долголетия и благородства. Тяжелая дубина, грозное оружие богатырей и гигантов, имеет самостоятельное символическое значение божественной силы и воинской доблести. В мифологии разных народов царь-дерево ассоциировалось с верховными бо¬гами-громовержцами: греческим Зевсом, римским Юпитером, скандинавским Тором, славянским Перуном. Например, Прове, бога балтийских славян, во время религиозных празднеств почитали в священных дубравах. У греков дубы населяли древесные нимфы — дриады. Дубина, чья разрушительная и плодородная мощь ассоциировалась с силой грозы, являлась атрибутом кельтского бога Дагда, одетого в звериные шкуры и напоминающего греческого Геракла. Дубина Дагда была так тяжела, что нуждалась в специальных колесиках. У индуистского громовержца Индры ваджра, медная дубина с тысячью зубцов, символизировала плодородие. В религии древних кельтов священным дубам и дубравам придавалось первостепенное значение. У кельтских жрецов, друидов, дуб олицетворял мировую ось и божественную мудрость. Само название «друид» происходит, по всей вероятности, от слова «dru» — «дуб». Жрецы-друиды проводили особые праздники и обряды, посвященные культу священных дубов. К числу наиболее важных и таин¬ственных относился обряд срезания с дуба ветви омелы, считавшейся панацеей от всех болезней и несчастий. Этот обряд, связанный с богом мудрости Белом, про-исходил в полнолуние. Облаченный в белые одежды друид приносил в жертву священному дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева, а затем специальным золотым серпом срезал с него ветвь омелы. В алхимии дуплистый дуб, как видно из «Фигур Авраама Еврея», являлся знаком плавильного горна. История хранит память о многих славных лесных гигантах, связанных тем или иным образом с известными историческими личностями. Так, символом правосудия можно считать знаменитый венсеннский дуб, в тени которого любил вершить свой беспристрастный суд Соломон Средневековья, французский король Людовик IX Святой (1226—1270). На Руси могучий, крепкий дуб рассматривался как эмблема защиты, обороны. Недаром стены древнего Московского Кремля, возведенного при Иване Калите (1325— 1340), были сложены из дуба. Дубина в военном деле — одно из самых древних видов оружия, служивших человеку еще в каменном веке. Увесистая дубина или деревянная палица — нехитрое оружие тех воинов древности и Средневековья, что делали в бою ставку на свою физическую силу и размах богатырского плеча, а также бедных ополченцев, не имевших средств на приобретение до-рогостоящего воинского оружия и снаряжения. Дубину (палицу) использовали в сражении не только для того, чтобы, хватив супостата по шлему, «ошеломить», т.е. оглушить его, но и для метания. В изобразительном искусстве с дубиной изображали Гильгамеша, Геркулеса, Тесея и многих других мифических героев древности, а также персонифицированные фигуры Храбрости и Дикаря. В христианской иконографии дубина — эмблема мученичества убитых ею святых: апостола Иуды Фаддея и первого иерусалимского епископа Иакова Меньшого. В сюжетах, посвященных обряду крещения, упавший ствол дуба, попираемый ногой св. Бонифация, выступает как аллегория обращения язычников. В данном случае явно просматривается ненависть отцов христианства к языческому культу священных деревьев и деревянным идолам язычников. В геральдике эмблема дуба распространена очень широко. Геральдический дуб выступает в двух ипостасях: с желудями и без таковых. В первом случае он является символом зрелой силы и могущества, во втором — юной доблести. Желуди в геральдике могут изображаться разными цветами: зеленым, коричневым, золотым или пурпурным, а дубовые листья — зеленым, серебряным или зо¬лотым. В средневековой западноевропейской геральдике царственное дерево очень часто украшало родовые гербы. Дуб с желудями был представлен и в гербе известного в Италии дворянского семейства делла Ровере, давшего католической церкви двух римских пап — Сикста IV (1471—1484) и Юлия II (1503-1513). Чрезвычайно популярной была эта эмблема и в российской геральдике. В 1882 году дубовая ветвь была включена в Большой государственный герб России. В российской областной и городской ге-ральдике дуб использовался как «говорящая» эмблема. Например, в гербе Стародуба в белом поле изображен большой кряжистый дуб на зеленой земле. Как символ могущества и благородства, эта эмблема входит в гербы многих российских дворян: Гагариных, Гундоровых, Кобылиных, Неплюевых, Полугорских, Ро-модановских, Суковкиных, Хилковых и др. В гербах же Дубенских и Дубянских она употребляется в качестве «говорящей» эмблемы. В средневековой геральдике эмблема боевой дубины считалась одной из самых благородных. Она украшала гербы не только простых рыцарей, но и важных вельмож. Так, в гербе герцога Людовика Орлеанского (1372—1407), брата французского короля Карла VI, изображение суковатой дубины сопровождалось гордым девизом: «Бросаю вызов!» В отечественной геральдике две перекрещенные в красном поле дубины можно видеть в гербе города Алексин. Военная эмблематика, использующая изображения дубового венка или дубовой ветви как символ воинской силы и доблести, отражает эти элементы в военной униформе, на орденах, медалях и знаках отличия целого ряда европейских армий. Той же символикой наполняли эмблему Организации Варшавского договора, как военного блока социалистических государств, обрамлявшие ее дубовые листья. Дуб — "король леса", символизирует выносливость, силу; также славу; в Древнем Риме венок из дубовых листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю. У друидов дуб был самым почитаемым деревом; в христианском символизме дуб означает веру и добродетель. В книге Вальтера Скотта Айвенго изображение дуба с вырванными корнями на щитах саксонской знати символизировало то, что она разделяет с простыми саксами их судьбу после норманнского завоевания. В скандинавской культуре дуб и его плод - желудь - были символами бога Тора. Вернуться к списку Растений и мифов >>> |
|