Растения и миф

Дуб
Вперед

Содержание энциклопедии
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифолог-е и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник-статьи, материалы
  • Галерея сайта
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта



  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести:

    Светлана Лаврова: Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах

    Растительное колдовство. Практическое пособие

    Энн Моура: Природная магия.
    Часть 1. Народные традиции,
    мудрость фей, магия трав

    Олег Коровкин: Тайны растительного мира: От гигантов и карликов до эскулапов и отравителей

    Александр Аксенов: 
    Энциклопедия знахаря

    Олард Диксон: Мистерии мухомора

    Елена Мазова: Тайная сила комнатных растений. 
    Как вырастить счастье

    Ирина Иванова: Магия комнатных растений



    Вернуться к списку Растений и мифов >>>

    .

                  Дуб обыкновенный (дуб черешчатый)   Quercus robur L. (Q pedunculata Ehrh.)
    Quercus — латинское название дуба (от греческого «kerkeen» — шероховатый, шершавый); латинское robur — древесина дуба; латинское pedunculatus — черешчатый (от pedunculus — черешок).
    Древние славяне вырезали статуи Перуна — бога грома и молний — непременно из дуба (его так и называли Перуново дерево). А перед вырезанным идолом жгли неугасимый «живой огонь из дубового древня», добытый трением дубовых палочек. Этот огонь ежегодно возобновлялся в Иванову ночь.  Согласно древнему славянскому мифу, еще до сотворения мира, когда не было ни Земли, ни Неба, в синем море находился огромный дуб, на котором сидели два голубя. Они спустились на дно моря и достали песок, камни и звезды. Из них и были созданы Земля и Небо.

    Дуб
       Вообще-то дубы из боязни прогневить богов-громовержцев (равно и отменного стрелка из лука — лучезарного Аполлона) не рубили ни древние греки и римляне, ни древние германцы и славяне. Возможно, поэтому и сохранились могучие представители    дубового племени в наши дни.
    В языческие времена карпатские славяне были убеждены, что дубы существовали со времен сотворения мира. Плиний Старший тоже верил в это. Он писал: «...Дубы... не тронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей почти бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».
    При раскопке трипольских поселений пятитысячелетней давности под развалинами печи в обломках глины нашли отпечатки желудей. По-видимому, люди в это время уже знали, как выпекать из желудей хлеб.
     На Руси дуб выступал в роли охранителя: из дубов создавали засеки – раскинутые на сотни верст цепи поваленных деревьев. Засеки становились труднопреодолимой преградой на пути движения батыевой конницы, а спустя столетия – танковых немецких дивизий.
     Издавна известны были и целительные свойства дуба – особенно настоек из дубовых листьев, а также несравненная польза дубовых банных веников.
                  Могучий лесной великан, кряжистый вековой дуб служит символом мощи, крепости, мудрости, долголетия и благородства. Тяжелая дубина, грозное оружие богатырей и гигантов, имеет самостоятельное символическое значение божественной силы и воинской доблести.
                В мифологии разных народов царь-дерево ассоциировалось с верховными бо¬гами-громовержцами: греческим Зевсом, римским Юпитером, скандинавским Тором, славянским Перуном. Например, Прове, бога балтийских славян, во время религиозных празднеств почитали в священных дубравах. У греков дубы населяли древесные нимфы — дриады.
                 Дубина, чья разрушительная и плодородная мощь ассоциировалась с силой грозы, являлась атрибутом кельтского бога Дагда, одетого в звериные шкуры и напоминающего греческого Геракла. Дубина Дагда была так тяжела, что нуждалась в специальных колесиках. У индуистского громовержца Индры ваджра, медная дубина с тысячью зубцов, символизировала плодородие.
               В религии древних кельтов священным дубам и дубравам придавалось первостепенное значение. У кельтских жрецов, друидов, дуб олицетворял мировую ось и божественную мудрость. Само название «друид» происходит, по всей вероятности, от слова «dru» — «дуб». Жрецы-друиды проводили особые праздники и обряды, посвященные культу священных дубов. К числу наиболее важных и таин¬ственных относился обряд срезания с дуба ветви омелы, считавшейся панацеей от всех болезней и несчастий. Этот обряд, связанный с богом мудрости Белом, про-исходил в полнолуние. Облаченный в белые одежды друид приносил в жертву священному дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева, а затем специальным золотым серпом срезал с него ветвь омелы.
    Желуди  худ. Cicely Mary Barker
                  Почитание священных дубов было распространено также и у древних евреев, и среди арабов. Первое отмеченное в Библии явление Бога Аврааму произошло именно у священного дуба, в Сихеме, где патриарх и возвел ему алтарь. Окруженная священными дубами легендарная могила Авеля, находившаяся на высоком утесе у реки Авали в горах Ливана, в течение многих веков служила местом паломничества для мусульман.
                  В алхимии дуплистый дуб, как видно из «Фигур Авраама Еврея», являлся знаком плавильного горна.
                    История хранит память о многих славных лесных гигантах, связанных тем или иным образом с известными историческими личностями. Так, символом правосудия можно считать знаменитый венсеннский дуб, в тени которого любил вершить свой беспристрастный суд Соломон Средневековья, французский король Людовик IX Святой (1226—1270).
                    На Руси могучий, крепкий дуб рассматривался как эмблема защиты, обороны. Недаром стены древнего Московского Кремля, возведенного при Иване Калите (1325— 1340), были сложены из дуба.
    Дубина в военном деле — одно из самых древних видов оружия, служивших человеку еще в каменном веке. Увесистая дубина или деревянная палица — нехитрое оружие тех воинов древности и Средневековья, что делали в бою ставку на свою физическую силу и размах богатырского плеча, а также бедных ополченцев, не имевших средств на приобретение до-рогостоящего воинского оружия и снаряжения. Дубину (палицу) использовали в сражении не только для того, чтобы, хватив супостата по шлему, «ошеломить», т.е. оглушить его, но и для метания.
                   В изобразительном искусстве с дубиной изображали Гильгамеша, Геркулеса, Тесея и многих других мифических героев древности, а также персонифицированные фигуры Храбрости и Дикаря.
    В христианской иконографии дубина — эмблема мученичества убитых ею святых: апостола Иуды Фаддея и первого иерусалимского епископа Иакова Меньшого. В сюжетах, посвященных обряду крещения, упавший ствол дуба, попираемый ногой св. Бонифация, выступает как аллегория обращения язычников. В данном случае явно просматривается ненависть отцов христианства к языческому культу священных деревьев и деревянным идолам язычников.
              В геральдике эмблема дуба распространена очень широко. Геральдический дуб выступает в двух ипостасях: с желудями и без таковых. В первом случае он является символом зрелой силы и могущества, во втором — юной доблести. Желуди в геральдике могут изображаться разными цветами: зеленым, коричневым, золотым или пурпурным, а дубовые листья — зеленым, серебряным или зо¬лотым.
                   В средневековой западноевропейской геральдике царственное дерево очень часто украшало родовые гербы. Дуб с желудями был представлен и в гербе известного в Италии дворянского семейства делла Ровере, давшего католической церкви двух римских пап — Сикста IV (1471—1484) и Юлия II (1503-1513).
                 Чрезвычайно популярной была эта эмблема и в российской геральдике. В 1882 году дубовая ветвь была включена в Большой государственный герб России. В российской областной и городской ге-ральдике дуб использовался как «говорящая» эмблема. Например, в гербе Стародуба в белом поле изображен большой кряжистый дуб на зеленой земле. Как символ могущества и благородства, эта эмблема входит в гербы многих российских дворян: Гагариных, Гундоровых, Кобылиных, Неплюевых, Полугорских, Ро-модановских, Суковкиных, Хилковых и др. В гербах же Дубенских и Дубянских она употребляется в качестве «говорящей» эмблемы.
                 В средневековой геральдике эмблема боевой дубины считалась одной из самых благородных. Она украшала гербы не только простых рыцарей, но и важных вельмож. Так, в гербе герцога Людовика Орлеанского (1372—1407), брата французского короля Карла VI, изображение суковатой дубины сопровождалось гордым девизом: «Бросаю вызов!»
                 В отечественной геральдике две перекрещенные в красном поле дубины можно видеть в гербе города Алексин.
                    Военная эмблематика, использующая изображения дубового венка или дубовой ветви как символ воинской силы и доблести, отражает эти элементы в военной униформе, на орденах, медалях и знаках отличия целого ряда европейских армий. Той же символикой наполняли эмблему Организации Варшавского договора, как военного блока социалистических государств, обрамлявшие ее дубовые листья.
    Дуб
                  Дуб во многих индоевропейских традициях — священное дерево, небесные врата, через которые божество может появиться перед людьми, жилище бога или богов. Дуб посвящён Перкунасу (видимо, и Перуну), Тору, Зевсу, Юпитеру и другим громовержцам; разбитый молнией дуб в одних традициях считался недобрым, в других (например, в Литве), напротив, благоприятным знаком. Дуб иногда выступает и как образ дерева, на котором распято лишённое производительных сил божество (часто солнечное), которому, впрочем, суждено возродиться. Особую роль в мифологии играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы. Священным считалось и дубовое полено; с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты; его ритуально сжигали в середине лета, сопоставляя это действие с лишением божества плодородия его мужской силы. Вместе с тем сожжение полена рассматривалось и как акт, ведущий к воскресению духа плодородия (характерно в этой связи широкое использование дубового пепла в народной медицине). Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твёрдость власти, суровость. Венок из дубовых листьев отсылал к идее силы, мощи, достоинства. У дуба, почитаемого как царское дерево совершались важнейшие ритуалы (жертвоприношения, суд, клятвы и т. п.), устраивались праздники. В библейской традиции дуб (наряду с кедром) символ гордости и высокомерия; у дуба становится царём Авимелах, под дубом восседает Саул, под дубом погребают Дебору, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа (по некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба). В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. Оракул толковал шелест дубовой листвы, а позднее прорицал события по звону сосудов, по которым ударяли дубовой гибкой ветвью. Зевсу был посвящён и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звёзд. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями (в Риме дубовые ветви носили в брачных процессиях, видя в них символ плодородия). По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида. «Дубовыми» нимфами являлись также греческие дриады и гамадриады. Дубу отводилась значительная роль в мифопоэтических представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары герой народных преданий Мерлин. В ряде традиций с дубом связывалось происхождение человеческого рода.
        Дуб — "король леса", символизирует выносливость, силу; также славу; в Древнем Риме венок из дубовых листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю. У друидов дуб был самым почитаемым деревом; в христианском символизме дуб означает веру и добродетель. В книге Вальтера Скотта Айвенго изображение дуба с вырванными корнями на щитах саксонской знати символизировало то, что она разделяет с простыми саксами их судьбу после норманнского завоевания.
          В скандинавской культуре дуб и его плод - желудь - были символами бога Тора


    Вернуться к списку Растений и мифов >>>
    TopList


    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info