Содержание энциклопедии:
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифологические
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Мифологическая
галерея
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Энциклопедия
рекомендует
приобрести
Андрей Гапченко: Животные в мифологии
Юрий Беляев: Чудовища древности
|
Вернуться к списку
животных >>>
.
Тигр -
в мифопоэтических представлениях (прежде всего в ареале от Средней Азии
на северо-западе до Китая и Индокитая на юго-востоке) Тигр часто выступает
как царь зверей и хозяин леса. В Юго-Восточной Азии Тигр известен и как
дух гор и пещер (ср. Хосин в корейской мифологии, часто ассоциируемый с
духом гор сансин). В Китае Тигр почитался не только как царь зверей, но
и как гроза демонов, в частности приносящих
болезни. Великие маги, выступающие как устрашители демонов, как правило,
изображаются восседающими на Тигре. Особые обряды связывались с представлением
об огромной жизненной силе Тигра. Каракалпакские женщины считали, что избавление
от бесплодия может быть достигнуто вку-шением кусочка мяса Тигра, поклонением
его следам, прыганьем через шкуру Тигра; узбекские женщины окружали особым
почтением охотника, убившего Тигра, и т. п.
Представления о Тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные
аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь
идёт о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти. В этой связи приобретает
особое значе-ние образ малоазийской богини плодородия с двумя леопардами
или с леопардом и львом в хатто-хеттской мифологической традиции; дальнейшей
трансформацией этой темы, воз-можно, является и образ героя в шкуре леопарда,
льва или Тигра (ср. тигровую шкуру как атрибут Диониса, Вакха, буддийского
Дхармапалы и др.). Связь Тигра с женским бо-жеством можно видеть в том,
что в более позднем индуистском пантеоне тигрица соотносится с ездовым
животным (вахана) шакти Махадевы. С Тигром связана и богиня Иштар,
а владычица Запада Сиванму на
основании архаичных китайских источников вос-станавливается как зооморфное
существо с тигриными чертами.
Особое положение Тигра отражено и в
широко распространённых представлениях об их связи с человеком. Некоторые
народы Малайи верят, что Тигр, подобно людям, образуют своего рода социальную
общность: они живут в собственных городах или деревнях. Нивхи считали Тигра
особой породой людей (т. н. «люди-тигры» или «лесные тигры»); считалось,
что Тигр не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого
почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием
«ас-салям-алейкум». Целый этикет обращения с Тигром выработан на Суматре,
где различают, что в поведении человека нравится Тигру и что вызывает с
его стороны грозную реакцию. В горных районах Бенгалии охотник, убив Тигра-убийцу,
кладёт на его тело своё оружие и обращается к богу с объяснением мотивов
этого убийства. Нередко Тигра рассматривают как доброжелательное животное,
которое может помогать людям. Так, киргизские шаманы во время камлания
обращались с просьбой о помощи к белому Тигру.
Связь Тигра с человеком объясняется в ряде традиций двояко: с одной стороны,
способностью Тигра превращаться в человека или (чаще) способностью оборачиваться
Тигром. (образ Тигра-оборотня), с другой стороны, что от Тигра или от брака
женщины с Тигром ведут своё происхождение многие племена. Есть все основания
говорить о Тигре как о тотемическом животном (ср. современные «тигриные»
названия отдельных родов у индийских племён, наименования типа «человек-тигр»,
тигр или «тигриные» имена, как обозначение высшего геройства). Следы трансформированной
тотемической классификационной системы можно видеть в ряде более поздних
спекулятивных таксономий, где выступает и образ Тигра (таково, напр., соотнесение
белого Тигра с западом, осенью и землёй в Китае и Японии; иногда с образом
Тигра соотносится особый месяц; в Китае один из пяти звёздных дворцов был
связан с Байху, белым Тигром, символизирующим долголетие). В христианстве
Тигр — эмблема Христа (тигрица иногда рассматривается как эмблема христианства).
Образ дракона на Тигре соотносится в Юго-Восточной Азии с небом и землёй.
Тигр в бамбуковой роще в япон-ской традиции символизирует одержимое злом
человечество в повседневном мире.
Вернуться к списку животных
>>>
|
|
|