|
|
||
Содержание энциклопедии: * Энциклопедия рекомендует приобрести Андрей Гапченко: Животные в мифологии |
Орел, орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных — символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. Типологически наиболее ранний этап культа Орла отражён в тех мифологиях, где Орел выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно,— тотемистического происхождения). Свидетельства обожествления Орла в качестве особого предмета культа (Казг, «Орел-бог») известны в древней центральной и северной Аравии. Сохранение в этом ареале древних семитских (или даже общесемитских) представлений прослеживается при сопоставлении с угаритским мифоэпическим преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у Орла объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного Орла Анзу (АНЗУД) должны одолеть сражающиеся с ним боги. К. Леви-Строс в исследованиях по мифологиям индейцев Северной и Южной Америки называет основным миф о разорителе гнезда Орла. Согласно этому мифу, герой — молодой человек поднимается на дерево, чтобы разрушить гнездо Орла, в южноамериканских мифах — попугая ара (ИЛИ другой дневной хищной птицы). Когда он потревожил птенцов, Орел вступает в переговоры с героем и предлагает ему средство для добывания огня. В других вариантах того же мифа герой с самого начала выступает защитником детей Орла. По мифу индейцев кроу, жил некогда человек. который мальчиком, играя, упал в огонь и обжёг половину лица. С горя он решил уйти из дома. Сверхъестественные помощники рекомендовали ему попросить помощи у Орла, и тот обещал помочь герою при условии, что он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и Орел при вел его к солнцу, чьи дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их разным играм и вернулся к Орлу. Вскоре он убил мифическое водное существо, поедавшее птенцов Орла. Когда дети Орла подросли, они отвели героя домой. Этот миф известен не только у народов современной, но и в древней Америке, ср. ацтекскую легенду об основании Теночтитлана, где, с одной стороны, говорится об Орле, сидящем на кактусе, который рос над камнем (до сих пор Орел, кактус и камень входят в герб Мексики), с другой же стороны, повествуется о поисках дерева, с помощью которого добывается огонь. Аналогичные мифы известны у народов Западной и Южной Сибири — кетов (енисейских остяков), васюганских хантов, тофов тофаларов). Важнейшее совпадение между кетским и американскими индейскими мифами о разорителе гнезда Орла состоит в том, что они являются мифами о происхождении огня, о получении его героем от Орла (попугая, другой птицы или иногда ягуара), обитающего со своими детьми на вершине мирового дерева. Миф имеет далеко идущие аналогии в мифологии древней Месопотамии, в частности в комплексе мифов, реконструированных по ряду позднейших отражений и практически совпадающих с американско-сибирским вариантом. Согласно шумерскому мифу о Лугальбанде, правителе Урука, Орел Анзуд в благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои качества, как быстрота передвижения, способность достичь любого места. Этот миф можно считать ранней литературной обработкой одного из шумерских вариантов мифа о разори-теле (защитнике) гнезда Орла. В мифе о Гильгамеше описано дерево, в ветвях которого Орел Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, Орел пересе-лился в горы (позднейший мотив переселения Орла в горы известен из ак-кадского эпоса). Другой вариант мифа о разорителе гнезда Орла, близкий к кетскому, отражён в шумерском тексте, описывающем, как дети Орел Анзу ведут Нинурту на тот свет (в преисподнюю). К ближневосточным трансформациям того же мифа (косвенно отраженного и в сказочном фольклоре многих народов, в т. ч. и славян) можно отнести и грузинскую легенду, по которой Орел в преисподней пожирает детей грифа: когда царевич убивает Орла, благодарный гриф вывозит царевича из преисподней. В идентичных чукотском и эскимосском мифах жена Орла является одновременно женой Ворона (ср. аналогии в птичьих мифах о Зевсе). У неё двое детей — орлёнок и воронёнок. Орел запрещает детям летать в опасную для них сторону, но они трижды нарушают запрет, и на третий раз орлёнка похищает чужой Орел. (мотив раздвоения с Орлом.). Орлу удаётся вернуть сына толь ко с помощью Ворона, который у вое точных палеосибирских народов обычно выступает как добыватель огня или света. Противопоставление Орла и ворона характерно для некоторых североамериканских индейских, североазиатских (в особенности якутских) и австралийских мифов. У ин дейцев хайда, цимшиан (и некоторых других) в Северной Америке известно деление на фратрии Орла (или волка) и ворона (что подтверждает тотемический характер соответствую щих мифов). У тлинкитов фратрия Йеля связывается с вороном, фратрия Канука — с Орлом (или волком). По мифу хайда. Ворон, украшавший птиц в своём доме, устал и оттого сделал Орел. плохой клюв. Обратная ситуация представлена в юкагирском предании, согласно которому чёрный цвет ворона объясняется тем, что его клевал Орел. Дуалистический миф якутов противопоставлял светлое божество Хомпорун Хотой — прародителя людей и Орла главе верхних злых духов Хара Суорон — прародителю воронов и той части якутов, чьим тотемом некогда был ворон. С Орлом были связаны белые шаманы, с вороном — чёрные. Подобное соотнесение Орла и ворона как полярно противопоставленных двоичных социальных и ми-фологических классификационных символов характерно для северного ареала Евразии и Америки. То же архаическое противопоставление Орла и ворона обнаруживается в социальной символике и мифах Юго-Восточной Австралии, где различались фратрии Клинохвостого Орла и Ворона. Такое противопоста-вление Орла и ворона облекается в форму дуалистического мифа. Наряду с сюжетами, где Орлу противопоставлена другая мифологическая птица (Ворон, иногда гриф и т. п.), достаточно широко распространены и такие мифологические мотивы, в которых Орел противопоставляются другие животные, в особенности нижнего (водного) мира. Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии и сопредельных ареалов имеет мотив борьбы Орла и змеи. Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и Орел дружили, но затем стали врагами после того, как Орел, боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеёнышей. В эпосе Гильгамеша, как и в типоло-гически с ним сходных описаниях в мифах многих других народов, Орел связывается с вершиной древа мирового (ср. О. на вершине кактуса в ацтекском мифе), а змея связывается с его корнями. Если архетипические мифы о похищении огня обычно связаны с птицей, иногда — с Орлом, то вместе с тем в них можно обнаружить и символику полярно противопоставленной огню стихии — воды. Орел оказывает-ся связанным и с мифом о добывании пресной воды. Так, у тлинкитов Орел предстаёт хозяином колодца с пресной водой. В хаттских и древнехеттских мифах ( в т. ч. в мифе о Телепинусе), в ритуалах очищения царской четы и строительном обряде Орла, как посланца богов, посылают к морю; возвратившись, Орел сообщает, что он видел прежних богов, низверженных в преисподнюю; в ведийском гимне Орел приносит священный напиток сому с неба для бога Индры (РВ IV 27, 1). Из этого видно, что связь Орла с водой определяется его ролью связующего начала между разными мирами (как и в мифе о разорителе гнезда Орла) и разными поколениями богов, в частности как посланца богов, способного быстро покрывать большие расстояния, разделяющие эти миры. Ч астый мифологический мотив представляет Орла, похищающий ребёнка, которого он чудесным образом спасает (как младенца — Гильгамеша в позднейших версиях легенды, до-шедшей в передаче античных авторов) или возносит к небу (как Ганимеда в греческом мифе, ср. сходный мотив на позднесасанидском блюде 6 в. из Эрмитажа с изображением богини, возносимой священной птицей, и двух мальчиков — символов Митры и Кочи; параллель у равнинных майя и т. п.), или носит на себе героя мифа, переходящего из одного мира в другой. В хурритском мифе о Гурпаранцаху рассказывается, как Аранцах (хурритское название реки Тигр) превращается в Орла и «по воздуху» летит на Аккад. Те же представления об Орел-реке отражены в древне-хеттском названии реки в Малой Азии Нагаз-параз (буквально «Орел-поток»), имеющем соответствия в древне-европейской гидронимике и поэтому возводимом к общеиндоевролейским названиям рек, а также в архаиче-ском славянском названии реки Орёл. Связью Орла с водой объясняется одно из индоевропейских табуистических названий Орла.: лат., «орёл» (с латинскими производными словами: aquilo «северный ветер», аquilus, «тёмно-коричневый», «коричнево-чёрный» и т. п.) от ациа, «вода». Принадлежностью к нижнему миру определяется возможность негативной роли Орла. Так, в греческом мифе превращение в морского Орла служит наказанием для Пандрея, брата Про-криды, укравшего золотую собаку из святилища Зевса (чьей птицей был Орел.). У тлинкитов есть миф, где убийца неверной жены находит приют у Орла, женится на орлице и охотится в орлиной «личине», причём подгоняет кита к селению своих бывших соплеменников (то же противопоставление Орел— кит, что и в других американских индейских и палеосибирских мифах). Некоторые из мифологических, позднее орнаментальных мотивов, связанных с Орлом, засвидетельствованы памятниками изобразительного искусства. Образ Орла, связанный с космо-гоническими представлениями и с мифом о культурном герое, чрезвычайно распространён в символике первобытнообщинного и родоплеменного общества, а также древнего мира (особенно Передней Азии). В Древней Греции Орел (иногда с Перуном в когтях) — важнейший атрибут Юпитера, получающий (особенно в эпоху эллинизма, не без влияния восточных культов) дополнительное значение солярного символа. Искусство Возрождения и последующих эпох отразило традиционные мотивы античной мифологии (Орла, несущий Ганимеда, у Рембрандта). Образ двуглавого Орла, представляющий собой, вероятно, первоначально отражение характерной двучленной (симметрич-ной) структуры многих архаических мотивов, связанных с Орлом, позднее становится весьма популярным в ис-кусстве (уже в древней Малой Азии в хеттский период) и в геральдике. Геральдическое значение Орла характерно ещё для Шумера (Орел с львиной головой), боевая инсигния Древнего Рима, изображение Орла (белый, чёрный, одно или двуглавый) в государственной геральдике Византии, Польши, Германии и других стран (двуглавый Орел— важнейшая составная часть герба царской России). В библейской метафорике Орел слу-жит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни (последнее значение соответствует роли этих птиц в средневековой легенде об Александре Македонском, пытавшемся достичь неба с помощью двух Орлах). Орнаментально стилизованные Орлв— типичная деталь убранства средневековых храмов, особенно романских (для которых характерны «орлиные капители» и «орлиные кафедры»), а также литургических одеяний и предметов (в т. ч. православных). Благодаря легендам из «Физиолога» (стареющий орёл взлетает к солнцу и, окунувшись там в волшебный источник, обретает молодость и здоровье) Орел служит в средние века символом крещения, а также воскресения; углублению религиозно-дидактического смысла Орла как знака возвышенно-пламенной религиозной любви способствуют также легенды об Орле, имеющем обычай возносить своих птенцов к солнцу, а также о сверхъестественной стойкости зрения этой птицы (которая якобы может созерцать дневное светило без ущерба для глаз). Орел является символом евангелиста Иоанна и одним из «четырёх апокалиптических зверей», а в светской эмблематике — атрибутом правосудия, зрения (в аллегории пяти чувств), гордыни. Переходящая ещё из древнего мира традиция совмещения в единой композиции полярно противоположных символов — Орла и змея — в средние века обретает значение борьбы Христа с сатаной, а в новое время — переходит в политическую геральдику. Символика Орла как воплощения слова использовалась в 18 в. Э. Свеенборгом. В литературе, особенно поэзии, новейшего времени античные мифологические мотивы (образ поэта как Ганимеда в ранних стихах Б. Пастернака: «Жар предплечий студит объятие орла») переплетены с более поздней средневековой символикой, в которой нередко сочетаются два наиболее универсальных зооморфных мифологических символа — Орел и лев («все пойму. Видя льва, стремящегося следом, И орла. летящего к нему», Н. Гумилёв). А. Платонов в повести «Джан» использовал архетипический образ охоты на Орла, в которой приманкой оказывается человек (как . у индейцев хидатса) и оппозиция охотник: Орел переворачивается (что характерно для мифопоэтической мысли). Хищная царственная птица, безраздельно властвующая над воздушным про¬странством, издавна считается rорделивой эмблемой верховной власти, величия и господства. Орел ¬ воплощение силы, символ победы, божественного вдохнoвeния и духовного nодьема. В мифолоrии орел предстает в качестве вepнoro спутника верховных боrов солнца, rрозы и неба. Священной птицей rpеческоrо rромовержца Зевса и римскоrо Юпитера был обыкновенный орел, тоrда как атрибyrом их хеттскоrо аналоrа Тишуба являлся фантастический двуrлавый орел, чье стилизованное изображение мы теперь имеем удовольствие лицезреть в российском rосударственном rербе. Мифические орлы ¬ моryщественные существа, наделенные не только rpoмaдной физической силой, но и божествен¬ным даром предвидения. Индийский орел гаруба сумел победить всех демонов, а римский ¬ предрек этрусской динас¬тии Тарквиниев власть над Римом. В релиrиидревнихрим¬ лян орел занял с тех пор ис¬ключительно важное поло¬жение. В эпоху Республики серебряный орел знамено¬вал военное могущество Рима, а во времена Империи золотой орел символизировал вep¬ховную власть цезарей. В момент кремa¬ции тела умершеrо императора жрецы выпускали на волю одну из священных птиц, с тем чтобы она доставила на небеса душу почившеrо властителя. Христианская релиrия, приспособив столь авторитетную эмблему для соб¬ственных нужд, наполнила ее новым coдержанием. Как символ божественного вдохновения проповедников, орел изображался на церковных кафедрах. В том же значении эмблема орла принадлежала еванrелисту Иоанну Боrослову, распространявшему среди людей Слово Христово. Дрyrое символическое значение основывается на одном из древних поверий, corласно которому опаливший на солнце крьшья орел падает в море, но не поrибает, а взлетает над морской пучиной на новой паре крьшьев. Этот символ духовного обновленuя ассоциируется у христиан с таинством крещения, поэтому эмблему орла ча¬сто изображали и на крестильных купелях. В христианской иконоrрафии цap¬ственная птица может быть не только aтрибyrом, но и персонификацией образа Спасителя: орел, улетающий в заоблачную высь, символизирует здесь Вознесение Христа; опускающийся на землю ¬ олицетворяет нисхождение Божьей Mи¬лости. Орел со змеей ¬ одна из мнoro¬численных в иконоrрафии эмблем уничтоженuя зла. В изобразительном искусстве rордая осанка и зоркий rлаз орла сделали ero aтрибутом аллеrорических фиrур fордыни и Зрения (одно из Пяти чувств). В алхимии коронованные орел и лев, как властители двух сфер, олицетворяли собой нерасторжимый союз небесного и земного, а также противоречивое eдинство изменчивости и постоянства. В золотом масонстве орел символи¬ зировал величие, nревосходство и цap¬ственность масонского искусства. В древней эмблематике орел ¬ отличительный знак верховных боrов, моry¬щественных царей и храбрых воинов. В древности существовало большое количество разнообразных изображений царственной птицы. Орел с человеческими руками ¬ дpeвняя эмблема сирийских солнцепоклонников. Символом солнца орел сделался, вероятно, по двум причинам: во¬первых, люди были убеждены в способности орла подниматься до caмoro солнца, а вовто¬рых, было подмечено, что только повели¬тель царства пернатых может смотреть прямо на ослепительное дневное светило не миrая. Серебряный орел с расправленными крыльями (аквила, от лат. «aquila» ¬ «орел») ¬ древнеримская эмблема побе¬ды. Великий полководец Рима Гай Maрий (156¬86 rr. до н.э.), победитель rрозных rерманских племен кимвров и тeвто¬нов, поместил эту эмблему на штандарты римских леrионов. Победоносные римс¬кие орлы с триумфом воцарились над 45 странами Древнеrо мира, превращен¬ными в римские провинции. С тех Bpемен полет орла над войском расценивался всеми народами как предзнаменование победы, а воины украшали победоносной эмблемой свое оружие. Эмблему двуrлавоrо орла, как уже отмечалось, впервые использовали древние хетты. У хеттов ее заимствовали римляне: император Константин (306¬-337) принял изображение черноrо двуrлавоrо орла на золотом поле в связи с переносом столицы империи из Рима в Византий (Kонстантинополь). По ero замыслу, эта эмблемма символизировала две rоловы (столицы) одноrо тела (империи). В 395 rоду, коrда Римская империя окончательно раскололась на две части, двуrлавый орел вошел в rерб Восточной Римской (Византийской) империи. В 1497 rоду двуrлавый орел на правах престолонаследия перешел к России. Произошло это в результате брака вели¬кoro князя Ивана III с наследницей византийской короны Софьей Палеолоr, племянницей последнеrо императора Византии Константина XI. К тому Bpeмени Византийская империя, павшая под ударами турок, уже перестала существовать, поэтому Россию, как правопреемницу коrда¬то столь моrущественной Византии, стали именовать «Третьим Римом» . С эпохи Ивана III двуrлавый орел изображался на печатях русских правителей с короной над каждой из rолов, а при царе Михаиле Федоровиче появилась и третья корона, увенчавшая обе rоловы reральдическоrо орла. В коrтях цapственной птицы также находились атрибуты монархической власти ¬ скипетр и дepжава. В 1882 rоду был утвержден Большой rосударственный rерб с арханrелами в виде щитодержателей и мноrочисленными rербами различных земель, входивших к тому времени в состав Российской империи, расположенными на крыльях двуrлавоrо орла. Вскоре после Февральской революции 1917 rода по распоряжению вpeмeннoro правительства из rосударственнoro rерба России были удалены титульные rербы и эмблемы монархическоrо характера: короны, держава и скипетр, а в апреле 1918 rода Советское правительство вообще лишило rеральдическоrо двуrлавоrо орла права на существование. Но колесо истории повернулось вновь, и в 1992 rоду двyrлавый орел снова воцарил ¬ ся в российском rербе. В эпоху Средних веков эмблема чернoro одноrлавоrо орла получила широкое распространение во всех rерманских землях и княжествах. Причина этоrо явления заключается в том, что в 962 rоду ее унacледовала еще одна правопреемница Дpeвнero Рима ¬ так называемая «Священная Римская империя rерманской нации». С тех пор эмблему черноrо орла можно было встретить в rербах немецких княжеств, rородов и дворян, а в 1433 rоду repманский император Альбрехт III учредил рыцарский орден Орла. В средневековой rосударственной reральдике эмблема орла являлась отличительным знаком империй. Исторически эта традиция восходит к Карлу Великому, включившему орла в средневековую reральдику. Эмблемы одноrлавых и двуrлавых орлов входили В rербы Франкской, Священной Римской, Византийской, Aвстрийской, rерманской, Российской, Испанской и Наполеоновской империй. Унаследовали rеральдическоrо орла и мноrие бывшие провинции Римской империи, в том числе Сербия (белый двуrлавый орел в красном поле) и Румыния (золотой одноrлавый орел в синем поле). В современной rосударственной reральдике эмблема орла, как признак национального суверенитета, входит в repбы множества стран в разных частях света. Орел, несомненно, самая распространенная rеральдическая эмблема, изображающая не только собственно орла, но и opлана, сокола, ястреба, беркута, кондора и друrих хищных птиц. Цветовая палитра эмблемы тоже чрезвычайно разнообразна: rеральдический орел может быть белым, черным, черно¬белым, желтым, золотым, красным, синим, коричневым и бурым. Помимо уже перечисленных европейских стран, сохранивших свою историчес кую эмблему, разномастными орлами отмечены rербы ряда латиноамериканских, арабских и африканских rocyдарств. Латиноамериканские rосударства обладают эмблемой орла на правах «осколков» Испанской колониальной империи. К ним относятся: Мексика, Панама (темно¬бурые орлы), Боливия и Эквадор (в rербах двух последних изображены черно¬белые андские кондоры). Арабские rосударства: Еrипет, Ирак, Кувейт, Ливия, Сирия и ОАЭ ¬ придали своим rеральдическим орлам yrрожающий вид и желтый цвет пустынь. В rербах африканских стран можно встретить орлов различных пород и pacцветок: у Замбии и Малави они темно¬бурые, у Судана ¬ черно¬белый, а в rербениrерии ¬ красный. Пестрый белоrоловый орел в rербе США, попирающий все каноны rеральдики, отражает не идею национальноrо суверенитета, которому с XVIII века никто не уrрожал, а притязания чрезмерно самоуверенных янки на экономическое и политическое rосподство в мире. В российской rородской rеральдике эмблемой орла располаrают Орел (черный коронованный орел на белых воpотах), Черниrов (черно¬белый коронованный орел), Якутск (белый ястреб на вeтке), Суздаль (коронованный сокол в красно¬синем поле) и друrие rорода. Эмблемой белоrо орла отмечены rep¬бы российских дворян Белкиных, Вельяминовых, Куракиных, Левшиных, Отяевых, Хвостовых, Хованских и Шафровых. Черный орел изображен в rербах Арryтинских¬Долrоруких, Бибитинских, Давыдо¬вых, Дуровых, Жеребцовых, Кутузовых, Ляпуновых, Мятлевых, Нарышкиных, Полуехтовых, Плещеевых, Салтыковых, Собакиных, Херасковых и Цыrоровых. В rербах Бутурлиных и Мусиных¬Пушкиных можно видеть более редких синихорлов, а в rербе Орловых ¬ Kpacнoro. Фантастические двуrлавые орлы xa¬рактерны как для российской, так и для западноевропейской rеральдики. Чер¬ный двуrлавый орел украшал rербы мноrих исторических личностей, в том числе rерб Бертрана Дюrеклена (1320¬1380), выдающеrося французскоrо полководца времен Столетней войны, и знаменитоrо покровителя театра римскоrо папы Александра VIII (1689¬1691). Эта эмблема вошла и в rербы знатных российских дворян: Вязьмитиновых, rолицыных, Koновницыных, Меншиковых, Сабанеевых, Сперанских, Чичаrовых и др., а в rербовом поле Апраксиных раскинул крылья белый двуrлавый орел.
Вернуться к списку животных >>> |