Содержание энциклопедии:
*
На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны Богов
Мифологические
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои
мифов и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Мифологическая
галерея
Библиотека
Лавка
волшебных артефактов
Библиография
сайта
Энциклопедия
рекомендует
приобрести
Андрей Гапченко: Животные в мифологии
Юрий Беляев: Чудовища древности
|
Вернуться к списку
животных >>>
Петух - В основе
мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем.
Как и солнце, Петух «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи»,
до «петухов» и т. п.). Австралийские аборигены иногда обозначают Петуха
как «птицу, которая смеётся на рассвете»; ср. также русские загадки типа
«Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т. п. В
большинстве традиций Петух связан с божествами утренней зари и солнца,
небесного огня — хотя в целом функции богов, которым посвящается Петуху
(Аполлон, Митра,
Ахурамазда,
Аматэрасу,
а так-же Гермес или Меркурий,
Асклепий,
Марс
и др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих
традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название
Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в
его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце
на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый
— седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух — символ третьей стражи
ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и
солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды
в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах,
шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный
Петух
изображается на стенах дома как талисман против огня.
Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов,
образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух
не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная
трансформация небесного огня — солнца. С Петухом связывается и символика
воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В
этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого
иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением
солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха
в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом
ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки).
Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных
традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно
используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском
Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются
существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда
«... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус.
куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между
жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср.,
например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления
гуменника-овинника, в ведении которого
находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром.
В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он
был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе
с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по
цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный
Петух — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в
землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской
хронике» (11—12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных
Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался
обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также
русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого
живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и
других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно
любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы
(с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца,
снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света,
и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего
комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические
представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко
подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не
крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п. Представление о двуприродности
или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках
(«Не царь, а в короне», «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не
езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует
плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух — один из
ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения
детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового
органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие
в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время
свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним
из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность,
нашедшая
отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике).
Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника
храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное
под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха.
(ср.. например, Афанасьев №№ 251—252). У сванов считалось, что души муж
чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу.
Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем,
с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой
и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое
значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74—75; Мк 13, 35). Петух
в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра,
знаком раскаяния (в другой трактовке Петух — посланец дьявола, искусившего
Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника
Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости,
бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками
как Петух Абраксаса. В Японии считают,
что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности
и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка
с Петухом — деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи
в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном
искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т.
д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА
мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении — эротического
влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до
18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую
геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений
родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит
воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной
вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических»
трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические
образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).
Петух, rлашатай
дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках
зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного
возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует
такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность,
а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись
только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если
бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие
нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету
больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы
недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность
¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую
мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного
борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен
буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на
rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан.
Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая
себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав
который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство.
устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом
ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый
воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на
крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо.
Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону
то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной,
иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов
надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя
на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу
Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион
проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо
полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять
свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону,
Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый
петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине
Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух
трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее
омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий
раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом
дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие
петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает
«петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо
дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические
петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая
солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный
петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха»
¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми
намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка
изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве
только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на
них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых
кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе
неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с
пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло
в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство
и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно
пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или
чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие
7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo
начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту
дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским
поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой
стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить
ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали,
что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса,
способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами.
Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба
¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха,
туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо
взrляда.
В релиrии язычников
петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было
необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых
птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха
Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить
боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать
только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться
курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить,
душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские
ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы
предложить свой дар самому Люциферу.
Обряд
жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался
и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии,
например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали
на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией
шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением
духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной
крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая
на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение.
Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим
о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в
католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е.
«Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В
митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом
Сраоши,
сына и посланника светлоrо Ахурамазды.
О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует
уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала
драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется
здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность:
подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на
молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов,
сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню
солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо
пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в
буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная
внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания,
кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей
ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет , целую rалерею образов, так
или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель
Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а
даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой
на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка
скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда
подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже
забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому
Янусу,
и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко
открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола
Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста.
Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в
ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде,
нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и
дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся
от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел
петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния.
С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник
зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту,
В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал
один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии
петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых
в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам,
чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и
всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов,
и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить
духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух
не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух
обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков
французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер.
Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям,
а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение
петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько
веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной
революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон
Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro
полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr
этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько
изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость
и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось
более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте,
превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической
rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость
и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом
rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не
только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает
топориком.
В российских
rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой
(напри¬мер, в rербе r. Петушки).
Вернуться к списку животных
>>>
|
|
|