На главную||
Поиск по сайту|
Список
монстров и духов
Геральдические
монстры
Классификация
и иерархия существ
Демонология
Носители
магии
Пантеоны
Богов
Мифологические
и священные артефакты
Растительная
мифология
Мифические,
волшебные народы
Мифологические
места обитания
Звездная
мифология
Животные
в мифологии
Герои мифов
и легенд
События,
праздники, ритуалы
Астрология,
магия
Мифонедельник
Библиотека
Галерея
сайта
Дополнительные
статьи
см.
|
Менелай - в греческой мифологии
сын Атрея и Аэропы,
брат Агамемнона. После убийства Атрея
Эгисфом Менелай и Агамемнон вынуждены были
бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя
Тиндарея,
который выдал замуж за Агамемнона
Клитеместру
и помог ему вернуть царский трон в Микенах (Tzetz., Chil.
I 456-465). Менелай, избранному из нескольких десятков знатнейших
героев всей Эллады в супруги
Елены (земным
отцом которой был Тиндарей, а небесным Зевс),
Тиндарей вскоре уступил царскую власть в Спарте. Безмятежная жизнь Менелая
с Еленой продолжалась около десяти лет; их дочери Гермионе
было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис.
Менелай в это время отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего
деда по
матери Катрея. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, Менелай призвал
на помощь всех её бывших женихов, связанных совместной клятвой оберегать
честь её супруга, и сам выставил ополчение на 60 кораблях. До начала военных
действий Менелай вместе с Одиссеем отправились
в качестве послов в Трою, пытаясь
уладить конфликт мирным путём, но Парис и его сторонники отказались вернуть
Елену и сокровища, и война стала неизбежной. В единоборстве с Парисом Менелай
явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты
спасает соперника Менелая. Вскоре Менелай был ранен Пандаром
стрелой из лука. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от троянцев
тело убитого Патрокла; известна скульптурная
группа 2 в. до н. э., изображающая Менелая с трупом Патрокла, представленная
также большим количеством поздних копий). Менелай входил в число греческих
воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения
Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего
мужем Елены после смерти Париса. Тотчас после победы над Троей Менелай
вместе с возвращённой ему Еленой отплыл на родину, но уже у берегов Пелопоннеса
попал в страшную бурю, которая отбросила его к берегам Крита. Во время
восьмилетних скитаний Менелай попадает на Кипр, в Финикию и Египет, где
приобретает большие сокровища. С островом Фарос в устье Нила связан последний
эпизод странствий Менелая: от морского старца Протея
с помощью его дочери Эйдофеи Менелай получает предсказание о своём будущем
и о способах возвращения на родину. С Египтом Менелая связывает и другая
версия мифа, по которой в Трое находился только призрак
Елены, сама же она по воле Зевса была перенесена к берегам Нила и ожидала
здесь во владениях Протея своего супруга. Последний этап возвращения Менелая
в Спарту после восемнадцатилетнего отсутствия, согласно эпической традиции,
протекал без осложнений. Предупреждённый Протеем об убийстве Эгисфом Агамемнона,
Менелай торопится отомстить Эгисфу, но его опережает сын Агамемнона Орест,
убивший Эгисфа и Клитеместру, Менелай поспевает только к их похоронам.
После долгих лет спокойной жизни с Еленой по возвращении в Спарту Менелай
как зять Зевса удостоился поселения на Елисейских
полях, куда античная традиция помещала легендарных героев прошлого.
Поздние авторы называют имена нескольких сыновей Менелая, рождённых ему
в отсутствие Елены наложницами; с одним из них (Мегапенфом) связан вариант
сказания об изгнании Елены из Спарты после того, как Менелай был перенесён
в обитель блаженных. В отличие от образа Елены, восходящего к древнейшему
растительному божеству, образ Менелая является плодом героического сказания,
возможно, опирающегося на какие-то исторические воспоминания микенской
эпохи. По преданию, в Аркадии находился старый платан, посаженный Менелаем,
когда он собирал войско для похода под Трою (аркадяне выставили, согласно
гомеровскому каталогу, ополчение для 60 кораблей. Нот. II. II 603- 614).
В Спарте показывали дом, в котором некогда жили Менелай с Еленой
(Paus. Ill 14, 6); видимо, близ него в историческое время девичий
хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены наподобие засвидетельствованного
в 18-й идиллии поэта 3 в. до н. э. Феокрита.
|
|
|